Узнавать, есть ли в Новосибирске художники, такие, которых можно назвать современными, может, даже и актуальными, я пошёл к Константину Скотникову, художнику, авторитету местного масштаба в этих вопросах.
Константин Скотников - человек без определённого возраста. Характерный голос с обаятельной хрипотцой. В его лице присутствует какой-то юношеский азарт и бесшабашность, иногда оно зловеще серьёзно, а иногда растягивается в несколько диковатую улыбку. Он рассказал, что современное искусство в Новосибирске есть, хотя его мало и оно практически незаметно. Его «ветераны», среди которых Вячеслав Мизин («Синие носы») и Дмирий Булныгин, в нашем городе уже почти не живут (Булныгин вообще уже четырегода как в Москве). Более «молодое» поколение - это бывшая группа CAT (Contemporary Art Terrorism), распущенная её создателем Максимом Неродой (ныне проживающим в Берлине) ещё в 2005 году. А из ярких представителей тех, кто «здесь и сейчас», можно назвать Артёма Лоскутова.
- Что делает искусство современным и актуальным? – спрашиваю я.
- Современным искусство делает современность, - говорит Скотников, - современное искусство интересно современному человеку. Актуальным искусство делает художественная борьба с эстетической сволочью в духе «пощёчины общественному вкусу».
- Эстетическая сволочь?
- Разумеется, это - абстрактная категория. Это когда возникает ощущение потерянного времени после выставки, книги, фильма, ТВ. Особенно ТВ. В общем, это плохая, ненужная художественная продукция - китч, халтура, безвкусица.
- Извиняюсь, за риторический вопрос, но что такое искусство вообще?
- Метафизический смысл искусства таков: реализация личной свободы в качестве эманации общественной необходимости. Если же вас интересует моё интимное отношение (к искусству, художественному творчеству и тому подобному), то это - и увлекательная игра, отвлекающая от тягот земных и от тупости тварей земных. Это, конечно, и компенсация за искусственные и естественные лишения: искусственные - это когда тебя обобрало начальство, а естественные - это когда ты физически не можешь всюду побывать, всё и всех поиметь. Я счастлив, когда в голову приходит идея - художественная, разумеется, для других идей я туп, к небольшому сожалению. А художественная идея - это как два в одном: форма и содержание, слово и дело, означающее и означаемое - единство и борьба противоположностей.
- А искусство и мораль каким-нибудь образом обуславливают друг друга? – напоследок спрашиваю я.
- Хорошее искусство нравственно, плохое искусство - безнравственно. Гений и злодейство несовместны. Всё просто. Я имею в виду метафизику искусства и нравственности. Искусство есть форма, мораль есть содержание в этой «бинарной оппозиции». Феноменологически это разные «вещи». Как в природе сосуществуют различные виды материи, так и во «внутренней» природе человека сосуществуют различные психогенные явления: этика и эстетика, басня и мораль.
После разговора с Константином, я отправился к Артему Лоскутову. Артём – это молодой человек 22-х лет от роду, с экзотической внешностью, балансирующий на грани какой-то аскетической суровости и осторожного добродушия. Артём определённо не лишён харизмы. Он новосибирский художник и лучшей своей работой считает видео «Паломники». «Круче ничего не было», - говорит.
- Что ты хотел сказать своей работой «Паломники»?
- Это предыстория Майдана, - начинает он, - сидим мы на асфальте в Ростоке с Буньковым (коллега Артёма по художественной деятельности), а на нас выходит 80-тысячная (по сообщениям полиции) демонстрация. И мы, как сибирские левые, оказавшиеся в такой незаурядной ситуации, спешно пытаемся понять, что же происходит, и сопоставить этих всех людей, живых и разных, не согнанных, с десятком-другим активистов, которые в Сибири могут выйти на какую-либо акцию протеста. Мы понимаем, что в нашей ситуации самой адекватной реакцией будет встать перед этой колонной и…
- Ну в общем понятно…
- Вот. В Ростоке мы ничего делать не стали, морально готовы не были, да и документировать было не чем, а если б мы говорили о такой акции без подтверждения документацией - никто бы не поверил, как ты понимаешь. Поэтому отложили до лучших времён, и через пару недель оказались в Киеве
- А ты действительно думаешь, что художник в силах что-то изменить в социально-политических процессах? – спрашиваю я.
- Да, я так думаю. Более того, если не в силах - то возникает вопрос: художник ли он или дизайнер?
- Я в этом как-то сомневаюсь. Современный художник обязан вмешиваться в социально-политические процессы?
- В управление собственной жизнью, - поясняет Артём.
Всплывает проблема свободы…
- Ты не считаешь, кстати, что главное ощущение свободы - это свобода внутри человека?
- Внутри, снаружи, - какая разница?
- Разница в том, что снаружи быть свободным, по-моему, удаётся редко кому (и то на время). А внутри можно чувствовать свободу постоянно…
- Не понимаю тебя. Если солдат чувствует внутреннюю свободу, какой из него солдат?
Далее мы долго пытаемся разобраться в вопросе свободы по отношению к человеку, пока Артём не выносит свой вердикт:
- Я считаю, что внутренняя свобода без внешней свободы - лицемерие и самообман.
Я пытаюсь вспомнить слова Скотникова про «эстетическую сволочь» и «пощёчину общественному вкусу»…
- Меня не интересует пощёчина, - прерывает меня Артём, - меня интересует создание автономии последние пару дней.
- Какой? – удивляюсь.
- Культурной хотя бы.
- Кстати, что такое искусство?
- Умение воплотить мысль в образе…
Сквозь робкие лучи утреннего солнца прорывается визгливый скрип. Город просыпается. Говорят, что здесь есть современное искусство…
Юрий Старосотников
Фоттографии найдены в сети, в том числе здесь: