01.05.2009

Клоун уехал. Цирк остался

«Мы никогда не станем старше», пел БГ, но большинство людей все же взрослеют и даже забывают, что такое - быть детьми. Мим Андрей Кислицын и его театр «МиМо» долгое время превращали своих взрослых зрителей в восторженных детей трогательными перформансами «Танго с маленьким трактором», «Печаль» и другими пантомимами. Но в этом году Андрей попрощался с Новосибирском спектаклем «Последний Арлекин» и уехал жить в Санкт-Петербург.

Без клоунского грима Андрей выглядит спокойнее, но как только он начинает говорить, сразу становится понятно, что это иллюзия - он себя сдерживал. Кажется, его мысли убегают так далеко, что речь просто не успевает за ними: он отчаянно жестикулирует, перебивает сам себя. «Не зря назвался «бешеной собакой», куда он так торопится?», - думаю я. В нем «варится» ежеминутно тысяча идей. Пантомима, театр, кинематограф - он хочет успеть везде.

- Расскажи, как создавался «Последний Арлекин»?

- Однажды я лежал в ванне, курил сигарету, смотрел в потолок и думал, что же мне нужно делать, чтобы не стоять на месте. И поэтому решил сделать спектакль. Есть еще один важный момент: дело в том, что у нашего театра «МиМо» был спектакль «Письмо Богу», но трио развалилось, и было жалко, что эта работа пропадет. Потому я взял оттуда наиболее удачные этюды в новый - «Последний Арлекин». Премьеру и прощальный спектакль проводил в «Бродячей Собаке» - для меня это единственная подходящая площадка в городе.

- Почему не остался в Канаде? И была ли такая возможность?

- Нет, никакого желания оставаться у меня не было. Там остановилось творчество. За полгода я отыграл 288 шоу: это по два выступления в день, без выходных. Как всегда, заработал страшно много денег. Все они ушли на мой новый проект: я снял кино. Сейчас у меня идеальное состояние – работаю сам на себя.

- Где можно найти твой фильм «Пейте чай на улице»?

- Пока нигде. Я его сейчас пытаюсь продвинуть, то есть отдать в руки нормальным людям, которые смогут его раскрутить. Мы сначала хотели снять короткометражку на 30 минут в Торонто. Но оказалось, что бюджета хватает, и мы, ни о чем не думая, творили.

- Можешь про него немного рассказать? Гайдай как раз стилизовал свои ранние комедии под черно-белые фильмы, как те, что с Чаплином. Там важны жесты и мимика, а в твоем фильме присутствуют диалоги?

- Режиссером выступил мой хороший друг из Торонто, Ян Крупник. Расскажу вкратце сюжет фильма: русский эмигрант Саша Поляков приезжает в Канаду попытать свое счастье. Он протирает стекла и показывает уличные перформансы. И в одном из монологов главный герой, которого играю я, говорит, что было бы здорово, если бы люди пили чай на улице. То есть основная идея – люди должны быть более открытыми. В фильме нет «фекального» юмора, все очень просто и по-доброму. Можно сравнить со стилем Оксаны Бычковой, создательницы чудесных фильмов «Питер FM», «+1». И, конечно, повлияли фильмы Гайдая. Мы хотели это как-то соединить, не уверен, что получилось, но мы к этому стремились. В фильме есть как черно-белые кадры, так и цветные. Мы не стали зацикливаться на одном жанре, потому в картине их целый коктейль: пантомима, клоунада, драматическое искусство. Диалоги тоже есть. И еще в нем снимается Николай Терентьев, из старого состава «Лицедеев», он еще работает вместе с Вячеславом Полуниным в «Snow Show».

- Ты говорил, что уже есть задумка нового фильма, и даже готов сценарий, и снимать его ты хочешь в Новосибирске. Почему? Это из-за какой-то особой энергетики города, или просто он подходит как декорация?

- Уже лежат два сценария, и, если удастся найти средства, займемся следующим. Но снимать буду уже не в Новосибирске, а в Питере. Так как я там теперь буду жить, то и творить буду там. Один сценарий мы начали писать с Павлом Меняйло - он будет называться «25 и 5». Это об отношениях молодого папы 25 лет и маленькой 5-летней дочки. Это не банальная комедия про детей, а, скорее, трагикомедия, напичканная снами, мечтами… Мама в фильме не присутствует, хотя она есть, просто речь не про нее. Второй фильм посвящается Питеру, и на него выбить денег еще предстоит.

- Зачем в Питер едешь?

- Искать единомышленников. Здесь их не нашлось. Конечно, есть состав «МиМо», но мне хочется глобального - хотя бы маленький театральный цирк. Но я не хочу шапито, это должна быть площадка, где будут происходить выступления – эдакий синтез спектакля, цирка, мюзикла…

- Нет ли желания совсем переключиться на кинематограф?

- С этим мне сложно, потому что я с трудом иду на компромиссы. Мне нравится снимать свое кино, авторское. А киноиндустрия меня интересует только как средство «выплеска эмоций». Я не хочу себя в чем-то ограничивать. Я еще мечтаю выпустить книгу комиксов для детей, если найду подходящего художника. Мы уже начинали с художником Николаем Чернышовым историю про Крживерлика, чтобы заодно у детей вырабатывать дикцию (смеется).

- Ближайшие планы?

- Сейчас я мощно настроен на двадцать с лишним 50-минутных перформансов на улицах Питера, чтобы о себе заявить. Кроме того, я еду туда сотрудничать с несколькими театрами. А если звезды сойдутся благоприятным образом и мне повезет, хотелось бы что-то сделать с театром «ДЕРЕВО».

- Твои впечатления от ДЕРЕВА и, в частности, от общения с Антоном Адасинским?

- Он приехал когда-то и сделал мне «вакцину» творчества.

- Твое отношение к зрителю. Адасинский, например, с ним не сильно церемонится. Он изначально рассчитывает на подготовленного зрителя.

- Это так кажется. Он просто идет на шаг впереди времени.

- То, что большинство воспринимает театр как развлечение, особенно пантомиму, тебя не удручает?

- Абсолютно нормально к этому отношусь. Люди всегда тянутся к позитивному, им хватает тяжелого и трагического в жизни. Но надо уметь не только смешить. Если я вижу, что человек со слезами на глазах и улыбкой уходит с моего концерта – это дорогого стоит.

- Чем зритель тебя может расстроить?

- Если будет в меня бутылками кидаться.

- Как проходят репетиции у людей с таким призванием? Есть ли какой-то ежедневный ритуал, без которого нельзя обойтись ни одному артисту пантомимы?

- Опять же - для этого еду в Питер, потому что немного «подзаржавел». Мало занимаюсь своим телом: только растяжкой надо заниматься 4-6 часов. Кроме того, надо повторять какие-то номера, пантомимы. Но каждый раз езжу на мастер-классы Адасинского – он тренирует тело, разум и душу.

- Под занавес: когда вернешься в Новосибирск?

- Не знаю. «Бродячая Собака» меня не отпустит. Здесь у меня свадьба была, я здесь выпустил свой спектакль, и тут же прошло множество моих шоу. Тяжело расставаться. Все же удивительно, что ни один чиновник города не обратил внимания на мою просьбу – на День Города я предлагал отдать мне улицу, чтобы устроить грандиозное шоу, и людям было бы не до пива. Но, видимо, продажи спиртного важнее. Конечно, очень жалко уезжать, но я буду возвращаться.

Лилия ИЛЬИНА

Фотографии: Анна Золотова