14.07.2008

Викинг в кедах

«Почему кеды?» - удивилась я, впервые увидев Ингвара на каком-то народном празднике в Бердске. Кеды и правда как-то выделялись на фоне традиционных скандинавско-славянских шерстяных портянок, льняной рубахи древнего кроя, кожаного жилета, меча на поясе и железного шлема в руках. «Обувь, сделанная в скандинавских традициях, то есть из натуральной кожи, здорово стирается об асфальт, а шить каждый раз новую я не могу – не так много денег на это», - честно ответил викинг, выпускник гуманитарного факультета НГУ, преподаватель клуба исторического моделирования «Северный берег» Андрей Мельников. Так и разговорились.


- Ингвар, расскажи, пожалуйста, о своем костюме.

- Это реконструированный костюм викинга 10-11 века (за исключением жилетки, которую я надел, честно говоря, для красоты). Портки на мне интернациональные, их могли носить как славяне, так и скандинавы, также для обеих культур характерна тесьма – у нас очень родственные культуры. Сама обмотка называется «викельбандер», раньше такие ткались из шерсти, но, поскольку у нас в клубе сейчас нет возможности ткать, я просто взял полосу шерсти. Рубаха на мне скандинавская, четырехклиная, с ластовицами под мышками и достаточно просторным рукавом. Я пока не нанес на нее никакой вышивки, потому что просто не придумал, какую я хочу сделать.

- Ты все шил вручную?

- Конечно, льняными нитями: это вот подверточный шов, а это – один из тех швов, что были найдены в датском городе Хедебю. Собственно, этим реконструкторы и отличаются от ролевиков: если было заклепано на гвоздь, то надо клепать на гвоздь, если сшито на нитку – то сшито на нитку, а если это было сделано не понять как – то надо узнать, как.

- То есть, хочешь сковать меч – добро пожаловать в средневековую кузницу…

- Зачем же, в обычной мастерской тоже можно. Вот мой шлем, например, сделан полностью по современной технологии: мне помогает человек с техническим образованием, который знает, как ковать, а я знаю, что ковать. Правда, мой шлем как реконструкция – не очень высокого качества: изнутри видно сварные швы. Тем не менее, снаружи их не видно, и шлем можно принять за клепаный – это главное. Как правило, на такие вещи действует правило «пяти шагов»: если с такого расстояния я не вижу каких-то серьезных огрехов, то шлем можно считать за «настоящий».

- Откуда берешь технологию, чертежи?

- Чертежи – из Интернета, например, с сайта www.asgard.tgorod.ru, из ГПНТБ, в педагогическом университете есть хороший выход на другие библиотеки. В общем, надо искать, а там что-нибудь да найдется.

- А как быть, если для воссоздания какого-либо изделия требуются какие-нибудь экзотические материалы, вроде моржовой кости?

- Обычно я стараюсь не делать таких вещей: достать можно все что угодно, но я далеко не миллионер, чтобы заказывать моржовую кость партиями. Однако можно себе представить, что я поезжу по стране, познакомлюсь с ребятами из Архангельска, и попробую ее достать через своих. Сейчас я достиг того уровня, когда я могу достать лису, песца, кожу, перья для стрел, сталь для клинков, - главное, работать.

- В чем тонкое различие между реконструктором и просто ролевиком?

- Реконструкторы – они на уровень выше. Если ролевик может себе позволить вещь, сшитую на машинке, из синтетической ткани, то реконструктор должен стремиться к наиболее полному воссозданию костюма и приближению к эпохе. Это проявляется не только в костюме и оружии, но даже и в том, как реконструкторы общаются друг с другом внутри своего сообщества.

- В Новосибирске много реконструкторов?

- В Новосибирске существует клуб реконструкторов викингов «Раамсдаль», в Бердске – «Северный берег», где я и работаю. Также у нас есть реконструкторы третьего гусарского полка армии Наполеона, небольшое количество «красноармейцев», «фашистов», еще есть люди, которые пытаются реконструировать рыцарей – но их работу я бы оценил как слабую: они пользуются одежными заклепками. Может, кто-то древних майя или древних египтян реконструирует, я не знаю.

- А ты как в это сообщество попал?

- Я всегда интересовался скандинавскими странами, специализировался на них. Когда учился в вузе. Тема моего диплома была «Кровная месть в системе правосудия в Скандинавии эпохи викингов по материалам исландских саг». Эмпирической части, как таковой, не было, хотя отдельные преподаватели шутили, что мол, такая грозная тема - я просто изучал скандинавское правосудие, мне это было нужно, чтобы лучше понять менталитет этих людей, их отношения между собой: как-никак, законы являются важным показателем того, как люди относятся друг к другу. Тогда и занялся реконструкцией. А потом мы стали сотрудничать с командиром гусарского полка, и он предложил мне присоединиться к клубу «Раамсдаль»: мол, по твоей специальности. Там я сразу из «кандидатов» перешел в «отроки», потому что у меня был достаточно высокий уровень реконструкции, и теперь меня учат, как и что делать: у меня есть наставник, хирдман (старший дружинник). В дружине оказалась достаточно строгая иерархия, или, если хотите, «дедовщина»: например, когда обедаем, каждый садится строго за свое место, и кандидат не может сесть близко к хёгнингу, главному вожаку. Но это не обидно, потому что необходимо, чтобы каждый человек прошел все ступени: любой командир должен знать, что чувствуют люди, которым он отдает приказ.

- Есть ли для «викингов» какие-то ограничения в плане пользования благами цивилизации?

- Я не такой эскапист, каким можно меня представить: пользуюсь всеми благами цивилизации, в том числе Интернетом, электричеством, горячей водой. Тем не менее, я стараюсь жить по правде наших предков: стараюсь бережно относиться к природе. Думаю, если бы у наших предков была горячая вода, они бы очень радовались, пока не узнали бы, что для этого приходится сжигать деревья и отправлять их в топку – тогда они все же отказались бы. Так же - отказ от курения и алкоголя. С алкоголем у скандинавов было все в порядке – они пили по-черному, но это было связано с сакральными событиями и ритуалами: пиву приписывались магические свойства, но перманентное опьянение осуждалось. В «Речи высокого» говорится, что нет худшей участи, чем упиться пивом: «Серая цапля вьется над миром, рассудок крадет и память стирает». Еще скандинавы не курили, и, когда я реконструирую викинга, мне это очень помогает: не нужно отбегать в сторону от кинокамер, чтобы покурить – викинг с сигаретой в зубах смотрится отвратительно.

- Что еще в современном обществе осудили бы древние скандинавы?

- Современное общество по сравнению с обществом древних скандинавов, в известной степени деградировало: сегодня можно ругаться матом прямо в автобусе, и если я хама ударю, меня будут судить, я буду платить штраф, а он не понесет никакой ответственности. В средневековье трудно было такое представить: древний скандинав просто выкинул бы хама из автобуса, и никто бы ему слова не сказал. С другой стороны, скандинавы были свободны от отдельных норм морали, культивируемых в наше время, Викинги были логичны: если я могу заставить человека вынести горшок с помоями, зачем я буду делать это сам? Если человек не может защитить свое имущество, почему я не могу владеть им? Вроде как дичь, но зато, с другой стороны, человек, который попал в рабство за долги, мог заслужить свободу, доблестно сражаясь. Над человеком, поднявшим руку на женщину, смеялись как над слабаком, а воровство считалось хуже грабежа, потому что добычу полагалось добывать с мечом в руке. Понятие толерантности для скандинавов тоже не существовало: для них было бы нормально называть негра негром или чернокожим – они же были белокожие, и не стеснялись этого. Все прозвища давались за дело: викинга могли звать Буй Толстый, Асмунд Лысый, Сигурд Свинья, Энунд Деревянная нога…

- У тебя уже есть прозвище?

- Пока нет, но, может быть, дадут.

- Только ногу не подставляй под вражеский топор, а то до соответствующего прозвания недалеко…

- Ты даже не знаешь, как близка к истине. Вот тут на штанине видны пятна крови – я их не стирал со времен новосибирского фестиваля, где меня ранили в эту ногу – достаточно болезненно. После этого я перестал участвовать в сражениях – еще месяц не буду биться. Там небольшая ссадина. В голень у нас, на самом деле, не бьют, но попадают, к сожалению. А «скрытая защита на раннем средневековье – откровенно не по-пацански» (это цитата из правил, между прочим). Щитки использовать можно, но мы стараемся обходиться без них: человеку, который надел что-то подобное, скорее всего, скажут: друг, ты бы снял, однако же... Потому что мы стремимся реконструировать викингов наиболее полно – единственное, что мы не убиваем и не грабим людей. Но мы стараемся быть сильными, независимыми, всесторонне развитыми: я, например, помимо фехтования, и в шахматы люблю играть, хотя и не очень умею.

- Чем ты занимаешься вне дружины, то бишь в миру?

- В миру я преподаватель в клубе исторического моделирования «Северный берег». Кроме того, я изготавливаю вот такие вещи и продаю их - спрос есть, но на жизнь этим заработать сложно. Дело даже не в спросе: у меня есть младший брат, он продает диски в киоске – и получает от 10 до 15 тысяч в месяц, а я работаю преподавателем – и получаю 3500. И очень обидно, что так получается: в нашей стране, в отличие, например, от той же Европы, реконструкторская деятельность если и поддерживается, то слабо и эпизодически. Но я считаю, что это мое призвание – я пришел сюда не ради денег. Я просто думаю – если все полезут в юристы-адвокаты, кто моих детей учить-то будет? Моих я сам научу, а других? Меня утешает мысль о том, что викингам всегда был присущ здоровый авантюризм.

- А чему учишь детей?

- Наша программа в «Северном береге» строится на трех китах: изучение истории (общеевропейской, скандинавской, русской), практическая часть, когда мы что-то изготавливаем своими руками – одежду, оружие, предметы быта (ну, скидываемся, конечно, чтобы купить материалы – натуральный лен или кожа сегодня стоят достаточно дорого), и, конечно же, физкультурная программа - Ярослава у нас, например, стреляет из лука, и ей нужно развивать плечо, а мы, парни, фехтуем, сражаемся, и потому нам нужно развивать вообще все тело. Вообще, я рекомендую ребятам начинать с 15 или 16 лет, когда тело достаточно окрепло для физических нагрузок – иначе сложновато.

- Что, мечи очень тяжелые?

- Не очень, на самом деле, но поди-ка ими помаши с час… Это если даже молотком махать – и то устанешь.

- Тебя не считают чудаком?

- Я думаю, что считают. Но, поскольку у меня меч на поясе, очень опасно высказывать это вслух: и тупым мечом можно нанести немало повреждений. Это шутка, конечно…

 

Любава Новикова