20.07.2008

Южная Америка на глобусе Новосибирска

Земля – планета маленькая. И она продолжает уменьшаться, падая в гравитационный колодец, под гнётом растущей массы человечества. Информационная гипермасса сжимает расстояния и ускоряет время. И, словно пришельцы из параллельного мира в популярной pc-игре, сквозь пробитые аномалиями порталы к нам проникают люди из стран, о которых мы имеем зачастую весьма фантастические представления. Не надо хвататься за монтировку – уличные артисты имеют мало общего с «хедкрабами».


Помнится, Элвин Эткинсон на пресс-конференции за день до своего концерта рассказывал, что в Новосибирске ему понравилось больше, чем в Белоруссии: когда они с музыкантами гуляли по Минску, внимание со стороны горожан было довольно навязчивым. По толерантности населения, «провинциальный» Новосибирск сегодня вполне может дать фору некоторым столицам. Поэтому, когда в Первомайском сквере появилась группа людей, у многих из которых лица были разрисованы белой краской, «Алиса почти не удивилась». Заняв одну из скамеек, они негромко общались между собой, изредка раздавая прохожим пёстрые книжечки-листовки, как я сразу догадался, религиозного содержания. Было понятно, что событие, ради которого они собрались, уже состоялось, и сейчас они просто смоют грим и разойдутся.

 

Один из них, молодой человек с дредами, подошёл ко мне, вручил пёструю шестистраничную книжечку о Боге и на русском языке с сильным (как потом оказалось, португальским) акцентом спросил, какую музыку я слушаю. Я ответил в том смысле, что много чего слушаю. «А тебе нравится «Sepultura»?» - снова спросил он. «Да, клёвая группа». «Мне тоже, я сам из Бразилии». Моего нового знакомого звали Эрико, и на следующий день, его друзья (те самые, что в гриме) собирались выступать с пантомимой на Монументе Славы. Я решил, что на это стоит посмотреть.

 

Придя в назначенный час на место, мы были удивлены зрелищем двух десятков молодых людей и девушек (!), занимавшихся капоэйрой на газоне по левую сторону от монумента. Погружение в атмосферу предстоящего мероприятия было лёгким и стремительным. Пока бразильцы готовились к выступлению, капоэристы устроили роду, и на мой дилетантский взгляд, некоторые играли очень неплохо. Потом, кстати, выяснилось, что Эрико с ними знаком. Но это как раз не удивительно.

 

Подготовка к выступлению состояла не столько в нанесение грима на лица, сколько в игре в футбол и фрисби с местной шпаной, которая крутилась вокруг, задавала бесконечные вопросы, клянчила реалы на память - в общем, вела себя открыто и непосредственно. Эти «Гекельбери Финны» и «Гавроши» вполне могут претендовать на звание героев того дня - для создания удивительной космополитичной атмосферы они сделали ничуть не меньше чем сами артисты.

 

Кстати, бразильцы были непрофессиональными артистами, но это оказалось абсолютно не существенным. Встав в круг и хлопая в такт, они пели под гитару песни на своём родном португальском языке, пока вокруг не собралось достаточно зевак. И тогда они перешли к основному действу – пантомиме. Их представление, по сути, было проповедью. Но ни до ни после мне не приходилось видеть проповеди столь наивной, искренней и ненавязчивой. Короткие пластические зарисовки под музыку, повествующие об отчуждении, ошибках, надежде, поиске любви и спасении были понятны всем. Кое-кто в толпе стебался по поводу происходящего, но большинство зрителей их настрой не разделяли.

 

Когда выступление закончилось, нашлось множество желающих взять у артистов автограф, сфотографироваться в их компании на память и обменяться адресами. Дети, окрестные гопники, окончившие тренировку капоэристы, девушки разной степени гламурности, неформалы, прочие случайные прохожие, - все хотели пообщаться с бразильскими гостями. Снова начались игры в футбол и фрисби, песни под гитару на португальском, к которому все уже начали понемногу привыкать.

«Эрико, о чём эта песня?» - «О переменах».

 

Итак, кто же наши герои? Как мы выяснили из беседы с Эрико, у себя на родине они занимаются изучением социальной антропологии и искусства. Благодаря интернету, они знали о своих земляках, живущих в Сибири, и, когда встал вопрос о том, куда поехать, они решили ехать к нам. А уличные выступления - способ совмещения приятного с полезным: социальная антропология плюс христианская проповедь, плюс море новых впечатлений и знакомств. А вам слабо собраться с друзьями и поехать, скажем, в Германию и выступать на улицах с любительскими пантомимами?

 

Но они были не единственными гостями города, прибывшими из Южной Америки, чтобы выступать на наших улицах. В конце июня недалеко от Студенческой, на площади Маркса или Ленина, а на дне города - недалеко от площадки Арт-марафона , вы вполне могли увидеть троих индейцев из Эквадора, демонстрировавших высочайший класс уличного музицирования. Выступая под минусовку, на разнообразных духовых и перкуссионных инструментах, они исполняли интерпретации традиционной музыки народов Анд, собственные сочинения и стандарты типа «Одинокого пастуха».

 

Их родной язык – кечуа – достался им в наследство от инков, но и на языке другой бывшей империи все они говорят очень хорошо - наш с вами родной русский в странах ближнего зарубежья выступает в качестве языка межнационального общения. Да и в Россию музыканты приезжают не в первый раз, и даже слушают русский рок, в частности. им знакомо творчество «Кино», «ДДТ» и «Аквариума». Луис, один из них, сказал даже, что очень любит русский язык за его выразительность.

В наше время - настоящее раздолье для творчески настроенных космополитов: закрытых наглухо границ становится всё меньше, а те, что остались, по большей части, существуют в наших головах. И если какой-нибудь Дэвид Блэйн не «раскукожит» наш маленький мир обратно, то лично я планирую как-нибудь постритовать на улицах Токио или Сиднея.

 

P.S. Посмотрите, кстати, эту ссылку:)

http://englandphoto.ru/artisty/ulichnye-muzykanty.html

Станислав Ильин

Фотографии: Наталья Вологодская, Лилия Ильина, Станислав Ильин