21.07.2008

«Птичка» подросла

Новосибирский мастер-класс-фестиваль детского анимационного кино «Жар-Птица» в этом году отметил свой юбилей: ему исполнилось пять лет. А если прибавить к этой знаменательной цифре возраст генерального директора фестиваля Петра Анофрикова (именно ему в голову пришла мысль о том, что юные мультипликаторы могли бы собираться в Новосибирске и совместно учиться снимать мультфильмы), а также – возраст мэтра, одной из наиболее уважаемых студий детской мультипликации, студии «Поиск» (ей в этом году исполняется 35 лет), в общей сложности, получается круглая цифра - сто.

Я работаю в газете фестиваля «Ранняя пташка» всего три года – с того момента, как его проведение было перенесено из детского оздоровительного лагеря имени Олега Кошевого в детский же оздоровительный лагерь имени Феликса Эдмундовича Дзержинского. И, надо сказать, каждый раз жду фестиваля с нетерпением. Потому что каждая новая «Жар-птица» - это воплощение мечты моего детства: мультики нон-стоп в течение семи дней, если их не смотрят, то их делают. А говорят о них вообще все время (даже в столовой), обсуждая сюжеты мультиков, способы «выбивания» денег из спонсоров и по грантам, тонкости разных мульттехник, и даже – сорта пластилина, приемлемые для тех или иных работ в пластилиновом мультике (так я узнала, что лучший пластилин – португальский).

Руководители студий самодеятельной детской мультипликации многим из тех, кто в эту смену остался за периметром «Дзержинца», могли бы показаться на голову больными людьми. Я окончательно поняла это, когда хороший друг нашей редакции, сын руководителя студии детской мультипликации Паша, женатый на выпускнице худграфа НГПУ Кате, назвал свою новорожденную дочку… Франческой. Как оказалось, Франческа Павловна была названа таким необычным именем в честь художницы «Ежика в тумане». А теперь представьте, что вот таких вот людей на фестиваль приехало 45 делегаций из разных уголков России (на самой первой «Птичке» их было всего-то 17). С воспитанниками и самодельными мультфильмами. Страшно?!

Все участники на этом фестивале были разделены на «чайников» (новичков от мультипликации), «самоваров» (опытных), «заварочников» (организовавших дочерние студии мультипликации) и «титанов» (мэтров, в число которых вошли такие люди, мультипликатор Леонид Носырев (тот самый, который снял «Тигренка на подсолнухе») и редактор журнала «Психология в школе» Александр Мелик-Пашаев).

Руководителей-«чайников», которые еще не сняли ни одного мультика, но хотели бы узнать, как это делается, сразу «усадили» делать учебный мультфильм (так называемые «мультибусы»), чем они и занимались в течение недели: и их, и их воспитанников учили пользоваться мультстанком и разными техниками (а снимать мультик можно, используя перекладку, сыпучие материалы вроде кофе и песка, есть флэш-анимация, анимация предметов… в общем, выбрать было из чего).

Большим подспорьем для начинающих стала «колбаса» (так называют «черновик» мультфильма) полнометражки «День рождения Алисы», который на «Жар-Птицу» привез из Москвы его режиссер Сергей Серегин: помимо всего прочего, там рассказывалось и показывалось, как работают прорисовщики, художники по фонам и прочая «мультбратия». А еще руководители-«чайники» с большим интересом выслушали мастер-класс известного мультипликатора Леонида Носырева, который рассказал, как создавались художественные образы в его мультфильме «Волшебное кольцо»: очень необычно было видеть рабочие материалы мультфильма – как будто заглянул за плечо художнику.

«Продвинутых» «самоваров» и «заварочников», которые привезли на фестиваль подборки мультфильмов, оценивали аж три компетентных жюри: совет «мастеров», состоящий из «титанов», совет «подмастерьев», состоящий из наиболее толковых воспитанников студий, и совет руководителей студий. Десять лучших мультиков, выбранных советами в течение фестиваля, отправились представлять «самодельную» мультипликацию на мультсмену в знаменитый лагерь «Орленок», а остальные получили грамоты за участие и дозу объективной критики. Выбирать было из чего: после каждого показа (на которые мы, журналисты, ходили по очереди – это надо был умудриться проснуться в десять утра после того, как ты сдал номер в пять) становилось ясно, что до этого ты не знал о мультипликации ровным счетом ничего: отдельные сюжеты просто «сносили крышу». Например, уже на открытии нам показали «поисковский» мультик Светы Мусиенко о странной дружбе удава, кролика, морковки и червячка: «Ворочаясь неловко, спит в кролике морковка. Повернувшись на бочок-чок-чок, спит в морковке червячок-чок-чок. И разлучить их нельзя – ведь все они друзья».

Пластилиновый мультфильм о викингах «На край Земли» (студия «Дом») был включен в число десяти лучших работ фестиваля, и будет представлять Бердск на мультипликационной смене в «Орленке».

- Когда мы ехали на фестиваль в прошлом году, у нас уже был готов сценарий и были уже сделаны персонажи, - рассказывает руководитель студии «Дом» Геннадий Домашонкин. - Перед тем, как снять этот мультфильм, мы прочитали много книг о викингах, смотрели и художественные фильмы, и мультики. В процессе подготовки фильма мы открывали для себя новые приемы, например, придумали натянуть две ниточки и пустить по ним птицу, чтобы показать ровный горизонтальный полет. Долго думали, как сделать так, чтобы морской змей в кадре смотрелся убедительно, и, наконец, придумали: в момент его падения в воду корабль должен чуть качнуться. При съемке мультика вообще очень важно учитывать механику.

Разумеется, фишкой фестиваля стало то, что многие мультипликатры приехали с семьями: в течение фестивальной смены можно было вполне увидеть чету Мелик-Пашаевых, собирающих грибы, или чету Носыревых, загорающих на пляже. Может быть, дело было в навязшем в зубах годе семьи. А может быть – в том, что «старожилы» фестиваля сплотились за пять лет его проведения. А ведь прибывают новенькие, - детская мультипликация (и в этом есть заслуга и «Жар-Птицы») становится занятием популярным. Такими темпами вскоре и места в «Дзержинце» не хватит, опасаются руководители.

- Я прошла все фестивали, – говорит Светлана Гора, руководитель студии «Горница». - Мне нравится, что сюда приезжают новые люди, но фестиваль постоянно расширяется, так что наверняка когда-нибудь появятся границы, в которые мы упремся.

- Каждый год что-то меняется, - говорит Петр Анофриков, – и перемены эти эволюционные, революционных – не хочется. Сложно что-то ломать и строить заново, потому мы и меняемся постепенно, а потом делаем шаг в сторону и смотрим – как? Мы можем ужесточить требования: например, принимать работы заочно и производить отбор фильмов. Так, мы уже сократили время показа для каждой студии с 15 до 10 минут – и все-таки в этот раз участники предоставили довольно-таки много работ, еле успеваем отсматривать…

 

Любава Новикова

Фото Александра Баринова