22.06.2008

Fahrenheit (Indigo Prophecy)

Жанр: Интерактивное кино

Разработчик: Quantic Dream

Издатель: Atari

Релиз: 2005

Требуемое «железо»: процессор AMD или Intel 1.0 ГГц; 256 Мб ОЗУ; видеокарта GeForce 4-й серии или аналогичная Radeon

 

Довольно сложно писать об игре, которая вышла три года назад, а вдвойне сложнее, когда первый раз прошел ее не намного позже. Все-таки, и графика успела устареть, и другие авторы про эту игрушку написали достаточно. Но была одна причина, которая все-таки заставила взяться именно за нее, а не за очередной шутер, перегружающий процессор и видеокарту: игрушка пользовалась определенным успехом, достаточным, чтобы покрыть затраченные на нее деньги, но многие геймеры так про нее и не услышали. Потому что были другие игры - с более грамотной рекламой, более маститым издателем, более крутой графикой. Среди вас, читающих этот материал, скорее всего, найдутся такие люди, которые пропустили «Fahrenheit» (это европейское название игры, в штатах ее именуют «Indigo Prophecy»). И именно, для вас, хоть как-то заинтересованных в компьютерных играх, а, главное, - в мощных играх, рассказ об этом шедевре.

Logo

 

Лукас Кейн - самый обычный молодой человек. Он живет в уютной нью-йоркской квартирке, работает в компьютерной фирме, читает Ницше и Шекспира и слушает альтернативный рок. А еще он недавно разбежался со своей девушкой. Однажды вечерком он забежал в закусочную, чтобы выпить кофе. Дальнейшие десять минут его жизни им кто-то управлял, а когда этот кто-то отпустил Лукаса, он обнаружил себя в крови, сидящим на трупе какого-то мужчины и с ножом в руках.

 

Карла Валенти и Тайлер Майлс - простые нью-йоркские полицейские. Карла обитает в уютной квартирке в гордом одиночестве и живет одной только работой, которую всегда очень хорошо выполняет. Тайлер живет в какой-уже-по-счету уютной квартирке, постоянно плачется Карле по поводу надоевших ночных вызовов и с той же периодичностью выслушивает нытье своей девушки по поводу постоянного своего отсутствия дома из-за работы. Однажды вечером им поступил вызов о зверском убийстве в закусочной: кто-то несколькими точными ударами отсек некоему мужчине сердце от основных артерий.

 

Играть предстоит, в основном, именно за этих персонажей. Эпизод-другой (посмотрите в графу «жанр»), играя за Лукаса, мы прячемся, а потом за Тайлера вместе с Карлой или по отдельности преследуем. Фикус в том, что вариантов действия - масса. В самом начале, когда Лукас только пришел в себя и увидел, что он устроил, можно с разбега покинуть закусочную и скрыться. А можно смыть кровь, спрятать труп в кабинку, выйти назад, допить кофе, расплатиться и спокойно уйти. При этом надо помнить, что в закусочной сидит полицейский, и через пять минут он сам пойдет справлять нужду. В первом случае вас быстро вычислят, и Карле с Тайлером в дальнейшем придется куда как легче. Вам, соответственно, тоже. Во втором варианте Лукаса найти будет значительно труднее. У каждого варианта есть последствия, которые могут аукнуться даже в конце игры. Нет, общая сюжетная линия не изменится, а вот отдельные мелкие и средней мелкости детали будут варьироваться в зависимости от вариантов прохождения. Получается эдакое ветвистое дерево. Очень ветвистое. И ЭТО некоторые называют квестом.

 

Другой интересный момент - психологическое состояние персонажей. Возьмем тот же пример - убийство в закусочной. Лукас, сидя над трупом, морально себя чувствует, понятно, не очень хорошо. Если вы просто выскочите из заведения и слиняете на метро или на такси, с этого «не очень хорошо» и начнется следующий эпизод за этого персонажа. Но как только вы спрячете труп в кабинку, настроение чуть-чуть улучшится. Смоете кровь с рук - еще чуть-чуть улучшится. Вытрете пол - еще чуть-чуть. В дальнейшем найдутся более простые способы поднять настроение персонажам. Например, поиграть на гитаре, молочка попить, музыку любимую поставить. Или в баскетбол с напарником поиграть. Все это есть, этого много и это поднимает настроение. А если этим не пользоваться, то шкала, отвечающая за эту игровую фишку, уверенно сползет в ноль, персонаж офигеет и сделает что-нибудь очень глупое. Лукас, к примеру, добровольно сдастся полиции, а Карла покончит с собой. Это еще один момент, объясняющий жанровую принадлежность игры. Просто любите своих персонажей - и они полюбят вас.

 

Еще одна геймплейная особенность, резко выделяющая игру среди прочих представителей соседних жанров, - так называемые аркадные вставки. В игре, помимо «квестовых» эпизодов, полно беготни, месилова и прочих экшенов. На экран выскакивают два разноцветных кружка с мигающими сегментами. В этот момент вы должны бросить мышку и схватиться за клавиатуру. За пределами экрана вы жмете на те кнопки, которые указывают кружки, а на экране персонаж уворачивается от ударов, наносит свои или отбирает баскетбольный мяч у соперника. А вот то, насколько успешно он уворачивается, наносит и отбирает, зависит от вашей реакции. Промажете по кнопке или, тем паче, пропустите ее - не обессудьте: мало кто выживает под колесами авто, от которого не успел увернуться всего на пару миллиметров. Вообще, сложность некоторых вставок зашкаливает: добравшиеся до уровня «Шторм в квартире» поймут меня с полуслова. В такие моменты сам становишься сродни своему персонажу, и в этом есть свои прелести. После прохождения таких эпизодов начинаешь понимать, почему все игровые журналисты ставят Fahrenheit такой высокий рейтинг и поют ей дифирамбы. А еще - почему они лепят на нее ярлык «Интерактивное кино». Потому что затягивает неимоверно. Потому что впечатлений, как от шикарного фильма. Потому что в игре буквально живешь. И это не просто ради красного словца: я за месяц пробежал игру трижды, пробуя самые разные варианты прохождения и смакуя и пересмаковывая отдельные эпизоды. И дело тут не только в головокружительных аркадных вставках.

 

Во-первых, персонажи. Это что-то невероятное. Даже во второстепенных героях узнаешь своих друзей, соседей, просто знакомых. Дежурный полицейский, официантка в той самой чертовой закусочной, сосед Карлы по лестничной площадке, а по совместительству гей, очкастый приятель Тайлера - все они есть и все они почти дышат. И это только персонажи третьего плана. Второй план просто опустим. Нет смысла его расписывать. Героев хватает, все они очень яркие, некоторыми даже дадут порулить немножко. Остановимся на главных ролях. Все эти сухие факты имя-дом-работа-увлечения - простая маска. Лица Лукаса, Карлы или Тайлера можно разглядеть, только пройдя игру. Да что там увидеть - вы сами за многое в ответе. Например, именно вам решать, останется ли Тайлер со своей девушкой или предпочтет ей работу. Все эти герои живые, разве что не светятся. Отдельное спасибо актерам из студии звукозаписи: они тоже жили своими героями, когда давали им голоса. Только я вас умоляю, если захотите приобрести игрушку, ищите англоязычный вариант с русскими субтитрами. В локализации «Акеллы» хорошо озвучена только Карла, остальные актеры дубляжа сдулись, не успев начать работу. В результате все персонажи стали буратинами.

 

Второе - сама подача игры. Про фантастически атмосферные аркадные вставки я уже говорил. Это только верхушка айсберга. Погружению способствует все: очень необычное управление, умелый дизайн всего - от обстановки до одежды героев, классная музыка. О саундтреке тоже можно говорить долго, но лучше будет просто кое-кого назвать. Анджело Бадаламетти, «Theory of a Deadman», Nina Simone - кто знает, тот поймет. Подкачала только графика. Бледноватые текстуры и угловатые персонажи несколько смазывают общее впечатление. Однако и тут «Quantic Dream» проделали большую работу: все тот же дизайн плюс стильное оформление неплохо скрывают кривые формы. Скажем, эпизод из детства Лукаса, где по экрану скачут царапины, а его края пульсируют. Очень здорово, все же позволю себе сказать, поставлено и снято. Всякие мелкие детали вроде флэшбэков расписывать тоже не будем.

 

Похвалили - теперь попинаем. Со сценарием народ прямо и непосредственно облажался. Я вас умоляю, начали за здравие, кончили за упокой. В начале от истории с убийством под легким налетом мистики ждешь чего-то необычного. А кончается все диким крошевом без миллиграмма здравого смысла, в котором участвуют... Не буду рассказывать, кто участвует. Просто у «Quantic Dream» лампочка погасла в ненужный момент.

 

Тем не менее, недостатки не способны убить впечатление от этой игры. Это здоровенная цветочная бомба, брошенная в кучу удобрений. За три года, прошедшие со дня выхода «Fahrenheit» до вечера написания рецензии, отдельные фишки из этой игры дергались руками самой разной умелости, но создать что-то подобное так никто и не решился. Либо не смог. Такие игрушки, как кометы, появляются раз в несколько лет. А разработчики из «Quantic Dream» уже придумывают Heavy Rain, какой-то загадочный проект, который, чует мое сердце, долбанет так, что акции «Microsoft» и «EA» в трубочку свернутся.

 

Диагноз: смотреть и пересматривать, играть и переигрывать. Кино было великолепное. Игра была незабываемой.

 

P.S.: не мешайте таблетки с джином. Это смертельно опасно.