Панчбоул - это настоящий рай. По техническому развитию он обогнал остальной мир на 50 лет, каким-то образом избавился от преступности и прочей мелочи, свойственной другим городам вроде Новосибирска. Что-то вроде Сан-Анджелеса из «Разрушителя» со Сталлоне, только вместо Сталлоне там роботы, которые даже матом ругаться не обучены. Идеальное местечко в самом прямом смысле этого слова, от осознания этого факта становится так противно, что настойчивое желание, чтобы появился Некто и все тут испортил, возникает само собой. И он появляется в лице обаятельного зомби. Обаятелен он во всем, кроме дырки в боку, откуда поднимается дымок от непрерывно затягиваемой сигареты. Неизвестный, пожелавший таковым и остаться, неосмотрительно схоронил его там, где скоро разместили газон, на котором не повезло оказаться парню с девушкой. Их и предстоит съесть первыми, как только управление перейдет в ваши руки.
Сюжет - это самая сильная часть игры. В основном, именно из-за него не хочется вылезать из-за компьютера. Такого мощного стеба над классическими произведениями про зомби я не припомню давно. Напуганные горожане? Наличествуют. Полиция? Пожалуйста. Резня в пригороде? Да сколько угодно. Ввод войск как экстренная мера? Не вопрос. Будет все и даже чуть побольше. Чтобы все это сделать, разработчикам всего-то и надо было посмотреть на мир глазами зомби, а не горожан, которые исправно пугаются, убегают, мрут и оживают.
Другая сторона сюжета - упомянутый уже идеальный мирок, который будет методично рушиться под наступлением армии мертвяков. Знаете, кому обязан Панчбоул своим существованием? Заносчивому, молодому миллиардеру и гениальному ученому, бывшему нацисту, которому хваленая американская демократия позволила забраться так высоко. В услужении у людей находятся роботы - официанты, заправщики, гиды и даже ходячие телефоны-автоматы. Как раз робот-гид женской наружности и будет любезно нам помогать. То, что у нас дыра в боку, что мы едим мозги и занимаемся прочими видами антиобщественной деятельности, его, в смысле, ее, не смущает. С вечной улыбочкой она будет нас водить, рассказывать и показывать. Словами не расскажешь - это надо видеть и слышать.
Внешне игрушка не удалась: аккуратно проработан только сам главгерой. Все остальное сделано топорно, в самом прямом смысле этого слова. Люди, роботы, зомби – в общем, все - натуральные «буратины». Антураж - те же яйца, только в профиль. Скидку на то, что игрушка вышла в далеком по игровым меркам 2005 году, делать не будем (видел я тогдашние игры - они намного лучше смотрелись). Единственное предположение, которое можно тут высказать, - у «Wideload» не было нормальных денежных вливаний со стороны издателя. Поэтому они заменили форму содержанием. Во-первых, стилизовали картинку под кино. События в «Stubbs the Zombie» происходят где-то в 50-е, поэтому по экрану постоянно бегают черные полосы. Мелочь, а приятно. Другая фишка в том, что по мере нарастания хаоса, масштабов наступления зомби и предпринимаемых властями действий картинка начинает тускнеть. Просчитались разрабы с этим ходом только в конце, когда угловатость окружения и персонажей только усугубляется мрачной гаммой.
По поводу озвучки. Рок-н-ролл той эпохи - просто прелесть, но на слух воспринимается только в главном меню и в одном из эпизодов, где надо соревноваться с шефом полиции в умении танцевать на площадке (очередное «молодцы» сценаристам), так что саундтрек больше подойдет для отдельного прослушивания - он того стоит. А вот озвучка персонажей - это нечто. Я пробежал русскоязычную версию от «Буки» и остался очень доволен. Не знаю, что было в оригинале, но от шуточки полицейских «скажи быстро несколько раз: «Запись дубля»» у меня долго болел живот - от смеха остаются не только приятные последствия. Ученый-нацист с немецким акцентом - семь из пяти. Зомби - обалдеть. Тут одно слово: «МОЗГИ-И-И!!!».
И, самое главное, - игровой процесс. Та же история: берем классические штампы и выворачиваем их наизнанку. Чтобы обратить жертву в зомби, достаточно ее просто забить и запинать. Но это слишком тривиально и неинтересно. Гораздо круче нанести несколько ударов и, когда противник выронит оружие и встанет, пошатываясь, съесть его мозг, а то и вовсе аккуратно подойти сзади и взять супостата без боя. После этого становятся доступными более мощные средства уничтожения рода людского. Во-первых, почка. Или печень. А может, и вовсе двенадцатиперстная кишка. Действует на правах и обязанностях гранаты. Схлопотавший такой гостинец, абсолютно верно, становится зомби. Во-вторых, пардон, пердячий газ. Пустил ветры - и всех, кто попал в радиус поражения, можно брать тепленькими. В-третьих, голова. Самое крутое по общему ущербу «оружие». Запускаем подобно шару от кегельбана, докатываем до нужного места и подрываем. Главное, по пути шальную пулю не словить - следует моментальная детонация. И самое необычное оружие - рука. Прячем нашего зомбика в укромное местечко, отрываем конечность и запускаем. Теперь она под нашим полным контролем. Ползем, стараясь не попадаться на глаза врагам (один удар или пуля ее приговорят), забегаем со спины к какому-нибудь гранатометчику, прыгаем к нему на голову - и он наш. Можно преспокойно расстреливать своих из базуки, пока они не вымрут или пока вас не расстреляют - в отличие от бесконечных патронов и регенерируемого здоровья нашего главного зомби, человек, контролируемый рукой, смертен и, схватив свою порцию пинков и свинца, он протягивает ноги, а рука автоматически возвращается к своему владельцу.
Помимо этого в игре есть транспорт. Военные джипы и танки - это все как-то стандартно и не очень интересно. Куда как веселее выглядит перспектива покататься на экзотическом виде транспорта на воздушной подушке, в миру известном как сод-о-мобиль, швыряющемся… я даже не знаю, как это назвать… взрывающимися резиновыми шариками. Гвоздем же программы стал трактор, к ковшу которого хозяин заботливо присобачил вилы и прочий опасный сельскохозяйственный инвентарь (видимо, специально ждал, что за руль усядется не в меру умный зомби и начнет катать на вилах толстых дядек с бензопилами). В рукопашном бою одолеть уже двоих таких - архисложная задача, поэтому хозяину отдельное спасибо. Минус тут в кривоватом управлении, и если к тому, что поворачивать надо мышкой, привыкнуть можно, то к физике, стабильно отправляющей технику в глубокий занос – не очень можно: упершийся в дерево танк разворачивается долго и нудно.
И еще одна вещь, которая просто так не отпускает - боссы. Опять же приветствуем нестандартный подход: бить в лоб таких товарищей - дважды дохлый номер. В смысле, нашего зомби убьют еще раз, теперь уже окончательно. Для каждого главаря придется искать свой подход, свои кнопки, причем иногда в прямом смысле. Один начальник полиции чего стоит, хоть я про него уже и говорил.
Интерес падает с ростом сложности: примерно к тому моменту, как в город вводят войска, играть несколько надоедает. До самого последнего босса все сводится к одному: навалиться стенка на стенку, задействовать неповоротливый танк, а, в крайнем случае, тяпнуть кого-нибудь особо опасного рукой за мозг. Даром что противник откровенно тупит - на патроны он не скупится, и одновременная очередь от четверых солдафонов отправляет к загрузке последнего сохранения. Долго и нудно.
Несмотря на устаревшую картинку и ряд ляпов, игрушка явно удалась: среди однотипных опусов про объевшихся стероидов суперменов с оружием, она смотрится этаким прекрасным лебедем. Играть в такое все же интереснее, чем во всякую ерунду с шикарной графикой. В очередной раз убеждаюсь: главное не форма, а содержание. Диагноз: обязательно.