19.02.2010

Аватар (Avatar)

США-Великобритания, 2009
Режиссер: Джеймс Кэмерон
В ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Мишель Родригес, Стивен Лэнг, Джованни Рибизи
Жанр: фантастический боевик
Продолжительность: 162 мин.

Далекое будущее. Люди летают в космос чуть реже, чем катаются на наземном транспорте. Среди колонизированных планет особо выделяется Пандора. Очень интересное место, которому, похоже, грозит участь стать вторым Новым светом. Эту богатую на минералы планету населяет раса аборигенов На’ви. Этот народ совершенно не развит в техническом плане, но абсолютно спокойно выживает в довольно суровых, учитывая местную фауну, условиях. Донести до На’ви блага человеческой цивилизации (читай загнать всех в резервации, и целиком выкачать запас полезных ископаемых) берутся военные. Поскольку приблизительно за сто пятьдесят лет, прошедших с момента выхода фильма на большой экран до его экранных же событий, уровень технического развития на Земле существенно подскочил, а общественное сознание не заморочило себя ничем принципиально новым вроде сексуальной революции или ей подобным, военным приказано подождать, пока ученые с их новой суперпрограммой «Аватар» договорятся с На’ви мирным путем, и лишь потом, когда у коллег ничего не получится, разобраться с аборигенами силовыми методами.
Logo

Капрал Джейк Салли (Сэм Уортингтон) – инвалид. В Венесуэле во время боевых действий он заработал себе паралич ног. Вроде бы с технологиями будущего вернуть себе возможность ходить - не проблема. Но в экономической системе будущего тоже не произошло никаких изменений, и у Джейка просто и по-крестьянски нет денег на операцию.

«Аватар» представляет собой программу подключения человеческого мозга к изначально неодушевленному телу. В данном случае, к телу трехметрового аборигена. У Джейка появилась редкая возможность обзавестись своим телом-аватаркой со здоровыми ногами. В свое время это тело принадлежало его брату-близнецу Томми, ученому, работавшему на этой планете. Но Томми погиб, тело, в которое вложили большие деньги, выбрасывать жалко, а подключиться к нему может только Джейк, у которого с братом полностью совпадает цепочка ДНК. И Джейк подключается, несмотря на то, что он не прошел программу обучения языку и обычаям На’ви, которая обязательна для любого потенциального владельца тела. Он очень быстро осваивается, очень быстро попадает в переделку, очень быстро оказывается спасенным Нейтири, прекрасной представительницей На’ви, и очень быстро попадает в ее клан. Теперь у него есть возможность, не очень быстро, правда, познать все на практике, втереться к аборигенам в доверие, а потом уговорить их отвалить подальше по-хорошему, чтобы военные, представляемые на Пандоре полковником Куоритчем (Стивен Лэнг), любителем сначала стрелять, а потом задавать вопросы «кто», «что», «где» и прочие, уже неуместные, не начали стрелять и задавать вопросы, а бизнесмены, представляемые бизнесменом Селфриджем (Джованни Рибизи), весьма тупым прямоходящим любителем денег и нелюбителем всего остального, могли спокойно копать, добывать и делать деньги. Впрочем, Джейку достаточно просто получить кое-какую информацию о том, куда стрелять в первую очередь, чтобы потом получить средства на лечение парализованных ног – полковник пообещал. А полковник – человек слова. Вот только так ли важны будут Джейку здоровые ноги через несколько месяцев?

Джеймс Кэмерон, никогда не утруждавший себя детальнейшей на зависть конкурентам проработкой сюжета, на этот раз вообще снял фильм на предельно простом сценарии про хороших наших и плохих не наших. Про то, как хороший наш внедряется в чужую среду с целью тихо им напакостить, но потом совсем передумывает с помощью обитателей этой среды и организует плохим не нашим, которые теперь для него чужие, хорошую взбучку. Но на съемку фильма ушло несколько лет и двести с хорошей тележкой миллионов долларов. Куда же в таких случаях все это ушло? Ведь куда-то ушло – у Кэмерона по-другому и быть не может.

Все ушло в создание мира На’ви и воплощение его на экране. Воплотили – удар по голове и последующий шок! Невероятно красиво, дух захватывает и не отпускает! Летающие горы, зверушки-вертолетики, светящиеся растения «голова в песок», двуносороги, драконий транспорт, зелень, краснь, чернь, био-флэш-разъемы повсюду для взаимодействия с окружающей средой и На’ви. Это очень сильно. Вложенные деньги орут: «Вот они мы, все, до последней купюры!». Но это только через день-два после того, как увидел огромное и дико красивое дерево, со всеми подробностями падавшее примерно полторы минуты. И оно было действительно огромным и красивым, и когда оно упало, почему-то было ощущение, что срубили именно твое любимое дерево. Господи, да это не распишешь, это надо просто видеть. А ведь я все это видел не в 3D. Могу себе представить, что чувствовали люди, смотревшие «Аватар» в стереоочках. Впрочем, шок от просмотра очень хорошо читается на любом форуме. И люди выходили из зала, и вновь брали билеты на следующий сеанс, и делали фильму циклопическую кассу, и стоял невообразимый гвалт.

Актеры тоже не ударили в грязь лицом. Понравились все. И Сэм Уортингтон, нервно прогуливающийся ладонью по затылку во время очередного видеодоклада, и Джованни Рибизи, при каждом новом сообщении о том, что его денежки могут утечь, выпучивающий глаза и начинающий вертеть головой, как ребенок, у которого отобрали конфету, и Стивен Лэнг, спокойно отпивающий из чашки, глядя, как его воздушный флот палит из всех стволов. И, конечно, не упомянутые ранее Сигурни Уивер в роли ярой защитницы Пандоры, отчетливо понимающая, что значит убить живое существо, и Мишель Родригес, крутая деваха-пилот. Особенно, в сцене, когда она привозит заключенным паек. Кто видел – тот поймет. Почему-то не запомнился никто из актеров, игравших представителей На’ви.

Все, пора диагноз ставить. Бог с ним, со сценарием. Он, как всегда, полностью затмевается фантастическим уровнем постановки. А если первый был заведомо упрощен ради того, чтобы в кадре можно было нарисовать больше огромных деревьев, то я обеими руками за огромные деревья. «Аватар» – это мощнейший плевок против ветра, достигший-таки своей цели на фоне всех остальных плевков. Особенно пущенных по ветру.

{igallery 22}