25.04.2010

Алиса в Стране чудес (Alice in Wonderland)

США, 2010
Режиссер: Тим Бертон
В ролях: Миа Васиковска, Хелена Бонэм Картер, Энн Хэтэуэй, Джонни Депп, Криспин Гловер, Мэтт Лукас, Стивен Фрай, Майкл Шин, Алан Рикман, Пол Уайтхаус, Кристофер Ли
Жанр: сказка
Продолжительность: 108 мин.

Алисе Кингсли (Миа Васиковска) девятнадцать. От Страны чудес у нее остались только смутные воспоминания из детства. Папа, кажется, рассказывал что-то про место, в котором правит Червонная Дама, в котором Болван в шляпе на пару с Зайцем круглосуточно пьют чай и в котором можно съесть что-нибудь и вырасти до таких размеров, что придется писать письма собственной левой ноге. А может, это дядя рассказывал. Или сосед-математик. В любом случае, Алиса пока еще помнит, что в такие экзотические места приводят исключительно белые кролики с карманными часами. И при этом обязательно куда-нибудь опаздывают.

Logo

 

Но если тебе пять и еще не возбраняется верить в государственные образования в норе, то в девятнадцать такие вещи уже должны казаться абсурдом. Теперь актуальные темы – этикет, наряды и удачное замужество. Причем удачное – это замужество за молодым человеком с туго набитым карманом, еще туже набитым брюхом и головой, не набитой ничем вообще. Вроде так положено, а приличное общество компромиссов не приемлет. Алиса же не приемлет положенного приличным обществом даже в том случае, если к компромиссу придут объемы кармана, брюха и мозгов жениха. На актуальность как на понятие она чихать хотела, а девятнадцать, по ее нескромному мнению, все-таки не возраст, чтобы переставать верить в сказки. И вообще на светском приеме скучно, все вокруг манерные тупицы, любят деньги и не любят, когда по газонам снуют вечно опаздывающие белые кролики с часами. Да что там, они и часов не заметят и не подумают, что кролики куда-то опаздывают. Они будут думать только о том, что от кроликов много хлопот с газоном, и о необходимости отстреливать докучливых паразитов при первом появлении. Поэтому Алисе давно пора отсюда уходить, а то с тоски и помереть недолго. А вон как раз и кролик (Майкл Шин).

Слишком много времени прошло, Алиса слишком сильно выросла и все-таки забыла про «что-нибудь», от которого растут, про письма левой ноге, про Бармаглота и Брандашмыга. И уж конечно она совсем не представляет реальной опасности, исходящей от этой парочки. И Страна чудес тоже основательно подзабыла Алису. Что не мешает большинству коренного населения с нетерпением дожидаться, пока гостья не сподобится упасть на них сверху. Оказывается, в старом добром и так же успешно забытом стишке про Бармаглота и народного героя с Вострым мечом, зарубившего опасного монстра, именно она, Алиса, играла роль героя. Что прямо указано в «Оракуле», свитке с тем, что было, есть и будет. Там же написано (и неплохо нарисовано), что, убив Бармаглота, Алиса устроит в государстве военный переворот.

И правда, Страна чудес переживает не лучшие времена. Красная Королева (Хелена Бонэм Картер), уверенным пинком отправив за пределы державы законную наследницу, Белую Королеву (Энн Хэтэуэй), правит здесь единолично, рубит головы в массовом порядке и очень громко орет. И только Червонный Валет (Криспин Гловер) пользуется у нее исключительной милостью, исполняя обязанности телохранителя, главного палача, любовника и тумбочки справа от трона. В лесу Безумный Шляпник (Джонни Депп) с Мартовским зайцем (Пол Уайтхаус) продолжают пить чай, молчаливо протестуя установленному Королевой режиму. Труляля (Мэтт Лукас) и Траляля (Мэтт Лукас) прячутся более активно, но при этом так много болтают, что поймают скорее их, чем ошалевших от чая товарищей. Голубая гусеница (Алан Рикман), не слезая с листа, курит себе кальян и вообще ни о чем не беспокоится, что не мешает ей быть в курсе всех событий и считаться наиболее башковитой среди остальных жителей Страны чудес. И уж совершенно точно ни о чем не беспокоится Чеширский кот (Стивен Фрай), у которого в нужное время в воздухе остается только голова, что сильно усложняет задачу палачей.

И вся эта рота партизан, укомплектованная еще некоторыми личностями, не верит, что Алиса, гавкнувшаяся на них сверху, и Алиса, держащая Вострый меч, – это одно и то же лицо. И Алисе придется доказывать им всем, что они ошибаются, доказывать себе, что она не тварь дрожащая и вполне может выступить против режима Красной Королевы, и много чего еще доказывать. Как будто мало ей одного Бармаглота (Кристофер Ли).

Что такое «Алиса»? Любой, кто читал книгу, смотрел хоть одно художественное произведение по мотивам или просто знает о существовании таковой от третьих лиц, уверен, что «Алиса в Стране чудес» – это непрекращающаяся шиза и полное ку-ку. А вот Тим Бертон посчитал иначе и сделал сказку по диснеевским лекалам, не забыв втолкнуть в фильм персонажей обеих книг и чертову уйму компьютерной графики. В итоге у него получилось ни то ни се, жвачка с подсластителями и красителями.

Сначала о хорошем. Графики тут действительно не жалели. С того момента, как Алиса проваливается в нору, «живой» остается только она сама, Белая Королева Хэтэуэй, Валет Гловер, голова Королевы Картер и лицевые мышцы Джонни Шляпника. Все остальное старательно нарисовано на каком-то там Dell’е. Получилось здорово, еще в трейлере это было видно. Да и кто бы сомневался – что-что, а рисовать Бертон умеет. Особенно живых или существ около того.

Ладно, нарисовал, теперь это надо должным образом сыграть. И вот тут имеются определенные проблемы. Первая из них – Алиса. Еще в мире людей она начинает прилично раздражать. Васиковску хватило только на то, чтобы щуриться в тот момент, когда кто-нибудь пытается ее удивить. Удивляют ее часто – жанр обязывает. И щурится она ровно столько, что создается впечатление, что этим она решила отвлечь зрителя от остальных эпизодов с ее участием, в которых она… правильно, не щурится. Вот ей бы тумбочкой у трона Красной Королевы. Впрочем, она еще успеет.

Не намного лучше показался Криспин Гловер, играющий Валета Червей. Но здесь надо сделать пару оговорок. Во-первых, Гловер – шикарный комик, который изначально очень невыигрышно смотрится в роли карающей длани. Во-вторых, как обычно, у нас налажали с дубляжом, поэтому еще есть сомнения, кто там чужие котлеты таскает. Хотя в случае с Мией Васиковской сразу видно, что ее никаким дубляжом не исправить, разве что Dell’ом зарисовать

И, встречайте – главная беда Страны чудес, Белая Королева. Когда Энн Хэтэуэй снимается в авторском кино, неизвестное науке чудо заставляет ее играть ярко и убедительно. Все прочие случаи заставляют, уже нас, плакать горючими слезами. Ее Королева картонно всплескивает руками, картонно улыбается, ее глаза картонно пытаются изобразить взгляд Кота в сапогах из второго «Шрека». Зефир в желе да еще и невкусный – вот что я вам скажу.

Единственный человекоподобный персонаж, на которого можно и нужно смотреть – это все та же Красная Королева. Точнее, все та же голова Красной Королевы, изумительно сыгранная головой Хелены Бонэм Картер. Просто посмотрите фильм и прикиньте, что в первую очередь всплывает в памяти, стоит только подумать о последнем сеансе. Правильно – дикое «голову с пле-е-еч!!!».

Фантастические существа получились заметно лучше. Здорово отметились Мэтт Лукас и Мэтт Лукас в ролях Труляля и Траляля, болтающих без умолку и при этом совсем не перебивающих друг друга. Но круче всех выглядел Чеширский кот. Попробуйте потом сказать, что вы не любите кошек. Его и озвучили более чем достойно – ради такого животного можно стерпеть даже аморфную Алису-Васиковску и Королеву Хэтэуэй на веревочках.

А вот теперь главная проблема фильма - собственно воплощение на экране фирменной Алисовской шизы. Шизы нет. Впрочем, еще неизвестно, что бы получилось, если бы Тим Бертон буквально пересказал книгу. Единственное, что можно сказать совершенно точно – делать из «Алисы» классическую диснеевскую сказку тоже было неудачным решением. Бертон как главный затейник Голливуда по части психоделических полотен мог сделать что-то более значительное и запоминающееся. А он просто-напросто посолил готовенькое, в результате чего «Алиса» стала почти обычной киношной жвачкой, годной на одно (максимум - два) прожевывания.

И уж совершенно точно не стоило делать ужасающе пафосный финал. Можно было уменьшить Бармаглота до размеров головы Чеширского кота, нанести смертельную рану Белой Королеве клюшкой-фламинго, случайно затупить Вострый меч, угостить кальяном Голубой гусеницы королевскую гвардию, а львиную долю отдать Валету, чтобы Криспин Гловер покривлялся, или Красной Королеве, чтобы она… споткнулась и упала, что ли. «Алиса в Стране чудес» – это не «Хроники Нарнии», не «Властелин колец» и не «Ведьмак». Это не тот материал, из которого можно лепить полуэпик для подростков, а в его финале устраивать грандиозное побоище с участием трех супербоссов с четырьмя суперударами.

В любом случае посмотреть можно. Не от нечего делать, а хотя бы из-за Чеширского кота. Он великолепен. Да и остальные плюсы все-таки перевешивают минусы, хоть последних и намного больше, чем ожидалось. Сверхудачной экранизацией «Алису» Бертона назвать нельзя, но тем более ее нельзя называть откровенной попыткой насрать зрителю в душу. И, в конце концов, разве не должен возникать интерес к просмотру, если из-за фильма грызутся те, кому он понравился, и те, кому не понравился?

P.S.: Джонни Депп, говорите? Депп как Депп. Пьет чай, улыбается слегка поднадоевшей Депповой улыбкой, загримирован больше, чем все остальные человекоподобные персонажи, озвучен на троечку и весь фильм обещает, что в конце будет джигодрыгать. А в финале – внимание, спойлер! – джигодрыгает да так, что появляется еще один повод идти в кино или пересматривать дома под пиво и друзей.

P.S.: Под пиво и друзей пересматривать только на английском языке с русскими субтитрами. Потому что только там Хелена Бонэм Картер и Джонни Депп будут говорить своими голосами и только там гусеницу озвучит Алан Рикман. А голос этого товарища стоит как минимум половины головы Чеширского кота не в пример бледному и не запоминающемуся русскоязычному аналогу.

 

{igallery 14}