24.02.2009

Рестлер (The Wrestler)

США, 2008

Режиссер: Даррен Аронофски

В ролях: Микки Рурк, Мариса Томей, Эван Рэйчел Вуд, Эрнест Миллер

Жанр: драма

Продолжительность: 115 мин.

Рэнди «Таран» Робинсон (Микки Рурк) – рестлер со стажем. В восьмидесятые он собирал целые залы народа, приходившего поглазеть, как он, Рэнди, отлупит соперника, потом залезет на канаты и сделает Ram Jam, свой коронный удар, после которого никто уже не встает. Прошло двадцать лет, эстафету у Рэнди перехватили бойцы помоложе и понаглее, а ему приходится мыкаться в поисках заработка, участвовать в частных боях в обшарпанных спортзалах, а если кончаются деньги, то ночевать в собственном фургоне, потому что злой менеджер не пускает на порог. Теперь все радости жизни у него – это игра с соседским подростком в Nintendo и ни к чему не обязывающая болтовня в баре со стриптизершей Кэссиди (Мариса Томей), которая одна из немногих видит в Рэнди в первую очередь друга и живого человека со своими букашками в голове, а не легендарного бойца.

Logo

Однажды Рэнди предлагают поучаствовать в серии матчей, где в финале он встретится со своим старым соперником Айатоллой (Эрнест Миллер). Двадцать лет назад поединок между ними буквально взорвал Мэдисон Сквер Гарден, и сейчас спонсоры надеются повторить успех: собрать толпу зевак и состричь с них круглую сумму. Рэнди сначала было соглашается, но первый же поединок отправляет его в больницу с инфарктом. Диагноз врачей: либо он бросит заниматься делом, которому посвятил всю жизнь, либо следующий матч станет для него гробовой доской.

Хорошее кино. Без единого причитания на тему «как с ним все плохо поступают, какой он хороший и какие все плохие». Впрочем, от Даррена Аронофски другого ожидать и не приходилось. В «Рестлере» нет белых и пушистых. Каждый по-своему хорош и по-своему плох. Причем, сценарий у фильма оригинальный – это не экранизация и не биографическое кино. Если сначала история кажется довольно простой – еще один ветеран, в былые времена «стрелявший» так, что все вокруг ахали от восторга, а теперь вышедший в тираж; еще один шанс показать всем, что он еще не все «отстрелял»; еще один вердикт, вынесенный врачами – либо тихо уйти, либо напоследок «жахнуть» и героически умереть, – то потом все встает на свои места. Стараниями режиссера и Микки Рурка Рэнди выглядит очень живым персонажем. По ходу фильма начинаешь понимать, как тяжело ему бросать единственное дело, которое он умеет и любит делать, как тяжело вырываться из привычного ритма жизни, постоянно работать обычным продавцом в супермаркете, налаживать отношения с дочерью (Эван Рэйчел Вуд), брошенной много лет назад. Но Рэнди сам выбрал такую жизнь – карьеру рестлера без оглядки на все остальное. И поэтому новая жизнь не встретит его с распростертыми объятиями, новая жизнь будет его пинать, а ему придется отпинываться. Микки Рурк сыграл Рэнди отлично. Особенно запоминаются эпизоды в супермаркете и разговоры героя с Кэссиди и с дочерью. Это просто надо видеть.

Еще больше запомнилась Мариса Томей. Она хорошая актриса и в «Рестлере» еще раз это доказывает. Потихоньку стареющая, но пока еще сохраняющая привлекательность стриптизерша, которая одна растит сына и лелеет мечту переехать в местечко поуютнее. На это нужны деньги, которые неплохо платят за приватные танцы. Но привередливый клиент скорее предпочтет танцовщицу помоложе да пофигуристее, поэтому с дополнительным заработком у Кэссиди дела не ахти, и ей остается танцевать вокруг шеста на потеху публике и на одну зарплату. Невольно начинаешь понимать, почему Рэнди и Кэссиди, два совсем разных человека, так сблизились. Они оба стареют, их отбрасывают молодые и наглые преемники, они оба хорошо это понимают и не менее хорошо понимают друг друга.

Еще можно отметить Эван Рэйчел Вуд в роли Стефани, дочери Рэнди. Персонаж второстепенный, типовой да и много времени ей не уделили, но Вуд неплохо постаралась и со своим персонажем вполне справилась. Немного не дотянула до Рурка и Томей, но, в общем и целом – хорошо.

Почти все сцены сняты ручной камерой – здорово напоминает манеру съемки Ларса фон Триера. Слегка дергающийся экран, камера постоянно разве что не тыкается в лицо разговаривающему персонажу. Такие моменты неплохо настраивают на будничность происходящего и не дают воспринимать фильм как нечто пафосное.

Повторить успех своего же «Реквиема по мечте» Аронофски вряд ли удастся. Да, «Рестлер» уже нахватал кучу наград и еще на кучу номинирован. Да, он вполне доступен для массового зрителя и при этом очень интересен любителям авторского кино, поскольку довольно глубок по содержанию. Но уж больно тема взята банальная, в то время как «Реквием» затрагивал куда более злободневную проблему – наркотики.

Впрочем, это уже так, сравнения. Какая разница, что там этот «Рестлер» заработал или готовится заработать и насколько новый фильм сильнее или слабее предыдущего? Это просто хорошее, неглупое кино с отличными актерами, заставляющее посочувствовать ярким, живым персонажам, которых эти самые актеры успешно и воссоздали. Не скажу, что, пропустив его, вы очень много потеряете, но если все-таки посмотрите, приятные впечатления точно останутся.