01.04.2008

Телепорт (Jumper)

США, 2008

Режиссер: Даг Лайман

В ролях: Хейден Кристенсен, Сэмюэл Л. Джексон, Дайан Лэйн, Джейми Белл, Рэйчел Билсон, Майкл Рукер

Жанр: фантастический боевик

Продолжительность: 88 мин.

Тема телепортаций в кино - штука не особо изученная, поэтому сам факт появления этого фильма уже заинтриговал немалое количество народа. Что до меня, то я отправился его смотреть в некотором недоумении.
Logo

 

Причина его была в том, что идею фильма отдали на растерзание и последующее приведение ее в порядок и воплощение Дагу Лайману, который в свое время «выстрелил» двумя не самыми глупыми боевиками «Идентификация Борна" и "Мистер и миссис Смит". Боевики эти строились не на спецэффектах, а на сценарных и актерских ходах, и очень неплохо смотрелись. Из трейлера же к «Телепорту» становилось ясно, что нас собираются потчевать самым натуральным блокбастерно-спецэффектным блюдом. Чего это вдруг Лайман решил сменить акценты, я выяснять не стал. Просто попытался на время забыть о его прежних заслугах, и пошел в кино, ожидая увидеть именно тупое кино со спецэффектами. И именно его я там и увидел.

 

Расписывать сюжет такого опуса в мельчайших подробностях - занятие бессмысленное, поэтому ограничимся кратким пересказом. Паренек по имени Дэвид (Хейден Кристенсен) в детстве обнаружил в себе способность к телепортации. Использовать эту способность он решил самым простым способом - честным отъемом денег у банка. В общем, зажил, как форточник, только без форточки. На честно отнятое он снял неплохие апартаменты, и начал вести крайне разгульный образ жизни: то в Лондон на стрелке Биг-Бена посидеть, то на Гавайи волну поймать, то в Монголию травку пожевать. И еще много беспорядочного секса с иностранками. Впрочем, долго так продолжаться не могло. Сначала его вычислил некто Роланд (Сэмюэл Л. Джексон) со значком федерала и почти прижал к стенке за былые грабительские делишки, однако парню удалось вовремя слинять. Потом беспорядочный секс ему надоел и он вернулся к старой подружке Милли (Рэйчел Билсон), которую давно не видел, и сделал с ней три вещи: секс, свозил в Рим и подставил под удар, потому что Роланд все еще за ним охотится, а если у парня есть девушка, то ее можно очень хорошо похитить и выманить беглеца наружу. Дальше - больше, оказывается, наш «джампер» - так его называют в оригинале - не одинок, ему подобных много. Мало того, за джамперами еще охотятся так называемые паладины, которые непонятно за что их сильно не любят. К их числу относится и Роланд, причем он у них считается самым крутым. Значок федерала тут только прикрытие. А потом начинается такая круговерть, что хоть стой, хоть падай.

Актеры - под стать сюжету. В смысле, играют серенько. Кристенсен весь фильм носится туда-сюда, меняя выражение физиономии с напряженного на озабоченное, а с озабоченного на бесцветное. Джексон выражение лица не меняет вообще: как выходит в начале фильма смурной, так смурным до конца и остается. Остальные действующие лица вперед не лезут, правда, иногда в кадре неплохо отмачивает Джейми Белл в роли Гриффина, еще одного джампера, который сначала очень не любит Дэвида, но после незапланированной стычки с Роландом передумывает. Пара эпизодов с ним несколько выбиваются из общей серой массы. Пара, не больше. Товарищи, что с вами? Зачем вам Джексон, если он не играет, а просто ходит и в голову свою ест? Мало одних спецэффектов, надо же еще чем-то или кем-то зрителя развлекать. Вспомните «Трансформеров». Джон Туртурро, Берни Мак и Энтони Андерсон там отожгли так, что от смеха у зрителей пар изо рта валил. А здесь простая толпа статистов, которые губами шевелят. Где ирония? Вы же тупой боевик снимали, ваши актеры должны были стебаться, а не изображать роботов.

 

В общем, по сюжету и актерам у нас все довольно кисло. Из-за этого во многих местах кино так «провисает», что возникает настойчивое желание бросить просмотр и пойти в какую-нибудь бильярдную шары погонять.

 

А теперь - о приятном. В тех местах, где кино не провисает, оно держит у экрана мертвой хваткой. Спецэффекты тут хоть куда. Все эти попрыгушки из пампасов в прерии и обратно здорово смотрятся и очень забавляют. Сцена, в которой Дэвид явился выручать похищенную Милли, просто крышесносящая. Про всякие мелочи типа крупных планов небоскребов, океанских волн или гонки на авто по городу с применением джамперских способностей я вообще молчу. Но даже тут создатели фильма слегка облажались. Проблема в операторе. Во-первых, камера имеет идиотскую привычку разве что носом не тыкаться в неподвижных персонажей. Такие ближние планы аплодисментов не вызывают. Во-вторых, эта же самая камера постоянно меняет ракурс при показе уже двигающихся героев, в частности, скачущих туда-сюда джамперов. Я понимаю, что камере положено менять позицию, когда Дэвид был в одном месте, а стал в другом, но не с частотой пулемета же. Ощущение такое, будто нам показывают музыкальный клип. Такое мельтешение здорово утомляет.

 

И вот теперь пора подвести итог. Как я уже сказал, я шел в кино на зрелищный боевик, сознательно предполагая, что актерская игра и сюжет помашут с экрана ручкой на пятой минуте. И, в общем и целом, я не разочаровался. Несмотря на массу вышеперечисленных недостатков, кино меня позабавило. Тем не менее, всем подряд рекомендовать я бы его не стал. Многие из пришедших в кино со мной потом отзывались об этом творении крайне нелестно. Причина, я полагаю, в тех самых провисающих эпизодах. Кто-то смог их выдержать, кто-то не смог. В любом случае, если это кино смотреть, то в кинозале или на хорошем домашнем кинотеатре. Экран типа «рыбий глаз» и (или) экранная запись пиратов не просто убьют ваши впечатления об этом фильме, они над ними жестоко надругаются.

 

Если в двух словах, то Даг Лайман худо-бедно справился со своей задачей и выдал именно фильм, который можно посмотреть на большом экране, а не просто повод сходить в кино и попить пивка в хорошей компании.