29.01.2012

Девушка, которая играла с огнем (Flickan som lekte med elden)

Швеция-Дания-Германия, 2009

Режиссер: Даниэль Альфредсон

В ролях: Нооми Рапас, Микаэл Нюквист, Лена Эндре, Петер Андерссон, Ясмин Гарби, Ральф Карлссон, Георги Стайков, Мике Спрейтц, Ганс Кристиан Тулин

Жанр: детектив

Продолжительность: 129 мин.

Нет, Люк, я – твой отец!

Задолбали

С того момента, как Микаэль (Микаэл Нюквист) и Лисбет (Нооми Рапас) распутали семейный клубок Вангеров, прошел год. Лисбет на нажитые на расследовании средства неплохо попутешествовала, а теперь вновь оседает в родной Швеции и пытается разобраться с заброшенными было, но вновь дающими о себе знать делами. Микаэль вернул себе доброе имя и продолжает писать разгромные статьи в «Миллениум» и налегать на свою начальницу (Лена Эндре). Однажды к ним обращается юноша по имени Даг Свенссон (Ганс Кристиан Тулин), начинающий журналист, в котором Микаэль разглядел продолжателя своего дела. Даг такой же въедливый, как Микаэль, и уже успел раскопать немало грязных фактов касательно торговли секс-рабынями, в которой замешаны очень крупные чины. Материал уже собран, его хоть завтра в печать. А потом Дага и его девушку убивают.

Девушка, которая играла с огнем (Flickan som lekte med elden)

 

В детстве Лисбет окатила папу бензином и подожгла, потому что тот спьяну любил колотить маму. За это ее отправили в психушку, где над ней успел слегка поработать доктор-педофил. На воздух девушка вышла со здорово измененным сознанием, в котором время от времени просвечивает ненависть к миру, и с обрезанными правами, которые подразумевают опекунство. Опекун Нильс (Петер Андерссон) тоже оказался извращенцем и пару раз попытался от Лисбет кое-чего добиться. Только он не учел ее измененного сознания, которое незамедлительно обнажило всю его грязную душу и заставило пересмотреть некоторые взгляды на жизнь. В комиссию по делам трудной молодежи он начал писать отчеты о том, как он восхищается Лисбет, как она примерно себя ведет и как хорошо ей будет, когда через год она выйдет из-под опеки. Вот только, пока Лисбет путешествовала, он слегка подзапустил эти отчеты, и по возвращении девушке пришлось нанести опекуну визит и снова воздействовать на него измененным сознанием. Воздействие оставило опечатки пальцев на пистолете, из которого потом убили Дага, его девушку, а позже и самого Нильса.

Лисбет в бегах, полиция на ушах, а Микаэль намерен своей въедливостью прожечь все прожигаемое и найти того, кто сделал ему и полиции три трупа. Что-то подсказывает ему, что не Лисбет сделала. И что-то нам подсказывает, что не Лисбет сделала.

Вместо Нильса Ардена Оплева, снявшего «Девушку с татуировкой дракона», за продолжение взялся некто Даниэль Альфредсон. И полностью облажался. Сиквел получился никаким. Он даже хуже, чем голливудский ремейк первого фильма. Давайте по порядку.

В отличие от Оплева, который снимал старательно и с душой, Альфредсон даже не представляет себе основной задачи. Про напряжение и эффект вдавливания в кресло, которые создавала первая часть, можно забыть. Зато в сиквеле есть папа-садист, мама-извращенец, брат-серийный убийца, доктор-педофил, опекун-некрофил и еще куча всякого говна, от которого мороз по коже, вонища, морщины и желание выключить к чертям. Почему-то вспомнился «Эффект бабочки», в котором была неплохая идея, загубленная тем, что авторы завезли туда примерно такой же зоопарк. Только некстати упомянутый хотя бы смотрелся неплохо. Наш же пациент за два часа надоедает неимоверно. Он скучен, зануден, удивляет нелогичностью персонажей, которой позавидовал бы даже американизированный вариант, заштампован и совершенно не смотрибелен чисто визуально.

Сюжетно фильм представляет собой цепочку квестов, которую Микаэль будет упорно проходить. Поговорил с этим, побежал туда, нашел что-то, заметил, прочитал, услышал, догадался, допросил, выяснил. Параллельно нас потчуют отрыжками памяти Лисбет, в которых и проскакивает весь вышеупомянутый зоопарк. Почти весь. Один вид припасли для финальной интриги. Что там в эпиграфе написано?

Сыграно это почти никак. Если Микаэл Нюквист в этом барахле умудряется сохранять человеческое лицо, то только потому, что ему по роли доводится долго и нудно бегать и копать, а не проявлять зачатки слабоумия, которые сценаристы заронили во всех остальных персонажей. Например, в Лисбет с зоопарком в голове. Все, на что хватило Нооми Рапас, – это осовело смотреть в монитор, на улицу, на папу, на опекуна, на брата, на Микаэля, на пистолет и на лопату. Так весь фильм и проходила – рот полуоткрыт, в глазах тревога, в голове пустота.

Единственный, кто здесь выглядит достойно, – это Мике Спрейтц в роли огромного бандита, который фигурирует в деле об убийстве Дага с подружкой и опекуна Лисбет. По сюжету у него очень мало разговоров и очень много круши-ломай. С последним он справляется достаточно убедительно. Примерно до финала. Там по сценарию все настолько плохо, что лучше бы громиле до него не дожить.

Диагноз: хоронить. Неизвестно, почему продолжение снимал не Оплев, но это громадная потеря. Ранее, в наших рецензиях на другие экранизации книг Стига Ларссона высказывалось предположение, что если бы во всех огрехах этих фильмов был виноват первоисточник, то он никогда не разошелся бы столь внушительным тиражом, который имеет место быть, и не собрал бы столько лестных отзывов. Самое время про это вспомнить. А фильм обходите стороной. Он ужасен.

{igallery 88}