06.01.2012

Девушка с татуировкой дракона (Girl with the Dragon Tattoo, the)

США, Германия, Швеция, Великобритания, 2011

Режиссер: Дэвид Финчер

В ролях: Дэниэл Крейг, Руни Мара, Кристофер Пламмер, Стеллан Скарсгард, Моа Гарпендал

Жанр: детектив

Продолжительность: 158 мин.

Микаэль Блумквист (Дэниэл Крейг) – журналист со скандальной репутацией. Будучи очень въедливым и принципиальным человеком, он взялся за дело одной крупной корпорации, подозревая ее начальство в мутных делишках, связанных с оружием и наркотиками. Изучив дело и написав разгромную статью, он получает от предмета нападок повестку в суд и успешно проигрывает дело, потому что один из источников оказался подставным. Теперь Микаэлю светит крупный штраф за клевету. Суд предоставляет отсрочку, которую писака планирует потратить с пользой – проваляться неделю в кровати. Не самая худая перспектива, учитывая, что его начальница с ним спит и тоже намерена разделить затворнические настроения своего любовника. А потом к Микаэлю обращается некто Хенрик Вангер (Кристофер Пламмер).

Logo

 

Вангеры – крупные промышленники. Как известно, в семье не без урода. Также понятно, что не каждый способен спокойно переносить факт собственного богатства – у кого-нибудь обязательно поплывет чердак. Поэтому логично, что за громадным состоянием Вангеров прячется несколько пикантных подробностей с парой не совсем нормальных членов семьи. Например, сорок лет назад внезапно пропала Харриет (Моа Гарпендал), племянница Хенрика. Было долгое и тщательное расследование, которое не дало никаких результатов, и дело задвинули в долгий ящик. И за все сорок лет Хенрик встретил только одного человека, у которого достаточно въедливости, чтобы распутать этот клубок. Этот человек – Микаэль, а клубок будет семейным, потому что в исчезновении Харриет виноват кто-то из своих. Так считает Хенрик и предлагает Микаэлю дело. А условия – хорошие деньги и пара грязных фактиков из кабинета начальства той самой компании, которую так горячо невзлюбил горе-журналист. Очень грязных фактиков, вплоть до полного краха предприятия.

К Микаэлю скоро присоеднится Лисбет Саландер (Руни Мара), очень странная особа. В детстве она сделала нехорошее дело, за что ее закрыли в клинике для душевнобольных. Оттуда она вышла очень поумневшей социопаткой. И еще более въедливой, чем Микаэль. И теперь ведет двойную жизнь: днем она – гражданин под опекой, всеми шпыняемая и отвергаемая; ночью же – гениальный хакер, работающий на еще одну крупную компанию. Среди прочих, под ее наблюдение угодил Микаэль, а позже ему дали наводку на необычную девушку. Теперь им вдвоем предстоит шарить вилами в этом болоте.

Не столь давно в Швеции жил некто Стиг Ларссон. Прожил он не очень много, но успел написать три детективных романа, объединенных главными героями – журналистом Микаэлем Блумквистом и девушкой-хакером Лисбет Саландер. Романы эти сейчас очень в цене, в Швеции по всем трем поставили достаточно успешные фильмы. А теперь на нашу курочку замахнулся Голливуд.

Вроде бы все радужно – режиссером назначили Дэвида Финчера, за спиной у которого сильные «Семь», «Игра», положительно нашумевшая «Социальная сеть» и умопомрачительный «Бойцовский клуб», глыба глыб, подлинный шедевр. Вот только после просмотра «Девушки с татуировкой дракона» чешешь в затылке. От Финчера здесь осталась очень качественная постановка. Ко всему остальному его не подпустили. Все остальное – это лезущие отовсюду уши продюсера. Сценарий был изуродован. И даже не пробуйте доказывать, что вся эта каша взята напрямую из книги. ВОТ ЭТО по определению не могло наделать столько шуму ни в мире, ни в Штатах, ни в родной Швеции. В «исправленном» варианте здорово отдает Агатой Кристи с ее садовниками. Только наш садовник просчитывается чисто математически. Так же, как и главный сюжетный вывих, ради которого, по разумению того же талантливого продюсера, мы и смотрим этот бред.

С актерами тоже налажали. Дэниэл Крейг изобразил своего Микаэля никак. У него получился полностью апатичный ко всему дядька, не владеющий даже зубной щеткой, не говоря уже о копаниях в грязном белье крупных контор. Да и в сценарии персонаж, выдаваемый за первую скрипку, выписан был не лучше. Лишний пинок в сторону сценаристов. Нет, в сторону продюсера.

Так же, то есть, никак, выступил Стеллан Скарсгард, сыгравший Мартина Вангера, одного из членов семьи. Понятно, его как потомственного шведа, имеющего имя в Голливуде, пригласили для привлечения скольких-нибудь зрителей и отдали ему крупную роль члена семьи, принимающего на себя ряд семейных обязанностей. Вот только в роли оказалось столько дыр, что сыграть ее не представляется возможным. Скарсгарда даже жалко, ему, видимо, даже не смогли внятно объяснить, что ему предстоит изобразить, дырку от бублика или сам бублик. Вот он и плюнул, посмотрел на Крейга и повторил.

Чуть больше запомнился Кристофер Пламмер в роли Хенрика. В отличие от двоих вышеупомянутых предметов мебели, он хоть самую малость, но выписан в сценарии, запоминается и банально не заставляет морщиться.

Руни Мара, которой досталась роль Лисбет, внезапно вытянула фильм из непроходимой зеленой тоски во что-то троечное. После этого не сильно жалеешь, что потратил два с половиной часа личного времени на недодетектив. Но тут все-таки больше заслуга сценаристов. Или все-таки Стига Ларссона? В любом случае, девочка вышла незабываемая. Она превосходно выписана и, когда на сороковой минуте начинаешь засыпать, вываливает на экран себя любимую. Если избавиться от всяких условностей вроде более или менее жесткой привязки к первоисточнику, то вот про кого должен был быть фильм. Никаких вам садовников в кадках с пальмами. Она – настоящий маньяк. Все, что оставалось Руни Маре, – это изображать полную невозмутимость. Что она с блеском и сделала.

Можно еще похвалить Финчера за хорошую, зрелую режиссерскую работу. Это не виртуозный «Бойцовский клуб», а более степенный что ли подход к делу. Все-таки обидно за человека – талант есть, но есть и контракт. А не секущие в вопросе, которых будет много, потом начнут пинать именно режиссера за то, что он им сделал такое скучное кино.

В результате имеем нечто посредственное. По всем фронтам – полный провал, но есть девочка. И девочка выигрывает из кучи помоев какое-никакое кино. Поэтому решайте сами, экспериментировать или поискать детектив получше. «Семь», например.

{igallery 79}