28.01.2012

Девушка с татуировкой дракона (Man som hatar kvinnor)

Швеция-Дания-Германия-Норвегия, 2009

Режиссер: Нильс Арден Оплев

В ролях: Микаэл Нюквист, Нооми Рапас, Свен-Бертиль Таубе, Ева Фрелинг, Питер Абер, Марика Лагеркранц, Томас Колер

Жанр: детектив

Продолжительность: 152 мин.

Микаэль Блумквист (Микаэл Нюквист) – журналист со скандальной репутацией. Последняя статья, в которой он писал про темные дела одной крупной компании, привела его в суд, закончившийся не в его пользу. Ему светит три месяца заключения и крупный штраф. Пока он ждет своей участи, к нему обращается некто Хенрик Вангер (Свен-Бертиль Таубе), очень богатый человек. Сорок лет назад исчезла его племянница Харриет (Ева Фрелинг). Расследование зашло в тупик, и его остановили. А теперь старик хочет, чтобы Микаэль помянул старое и попытался найти то, что упустили детективы. Микаэль соглашается от нечего терять. А спустя некоторое время к расследованию подключается Лисбет (Нооми Рапас), девушка-хакер и социопатка.

Девушка с татуировкой дракона (Man som hatar kvinnor)

 

За более подробной завязкой – сюда: http://drugoynsk.ru/recenzii/kino/item/1723-devushka-s-tatuirovkoy-drakona-girl-with-the-dragon-tattoo-the.html. Так же, как и за сведениями, кто был сначала: Стиг Ларссон, Дэвид Финчер или Нильс Арден Оплев. Мы лишь вкратце напомним, что голливудский ремейк оказался вялой и скучной фигней, которую можно было смотреть только из-за персонажа Лисбет, который был и выписан отлично, и сыгран ярко. Оригинальный же фильм является скорее идейным проектом, чем коммерческим, и напрочь лишен всего букета болячек, которые уродуют ремейк. Более того, все три шведские экранизации книг Ларссона вышли в 2009-м году и не призывали зрителя грызть ногти и ждать следующей серии по два года, а потом драться за билет.

А теперь по существу. Оригинальная «Девушка с татуировкой дракона» – это хороший, сильный детектив, который легко опрокидывает голливудский вариант и который при той же продолжительности смотреть в разы интереснее. Во-первых, в отличие от ремейка, здесь есть очень четкий сценарий. Он никуда не расползается, не загружен идиотскими штампами, не вводит зрителя в заблуждение, не вгоняет в сон и элементарно держит у экрана. И это даже в том случае, если ранее имел место просмотр фильма Финчера и когда ты уже знаешь, кто садовник. Смотреть интересно, потому что действия абсолютно всех персонажей можно логически объяснить. Потому что у всех есть какая-то мотивация, «потому что» и «вот зачем», цельные характеры и прочее, и прочее, приличествующее хорошему фильму. Вот это могло нашуметь в Швеции и за ее пределами, вот это более чем может быть написано в книге Ларссона. Вот это, а не голливудский уродец с маньяками вместо столбов на въезде в деревню.

Справились и актеры. Микаэл Нюквист всухую обыграл Дэниэла Крейга, который изображал аморфное существо, боящееся холода и темноты. Настоящий Микаэль все время куда-то бегает, что-то выясняет, о чем-то думает и обладает-таки той самой въедливостью, которой он прославился и без которой его никогда не нанял бы такой человек, как Хенрик Вангер. Нюквист очень натурально ест, выслушивает собеседников, копается в интернете, топит печку и испытывает боль. И кровь у него идет очень убедительно.

Свен-Бертиль Таубе, сыгравший правильного Хенрика, несколько потерялся на фоне классного Микаэля. Но это можно списать скорее на небольшое экранное время персонажа, чем на профессиональную несостоятельность актера. Играть Таубе было особо нечего.

Остальные также отыграли в силу экранных возможностей своих персонажей, а некоторые по обаянию вплотную подобрались к Нюквисту. Народу здесь немало, никто никого не заслоняет – фильму это только на пользу. И, опять же, пускаясь в сравнение, добавим, что в ремейке персонажи смешиваются, теряются, лезут вперед, мельтешат, друг с другом не разговаривают, отчего зритель проваливается в глубокий ступор, ни черта не понимает и впечатления от фильма не имеет никакого.

И, конечно, отдельно следует поговорить собственно о девочке. В фильме Финчера она оказалась центральным персонажем и единственной причиной, по которой этот самый фильм можно было посмотреть. Но после просмотра оригинала начинаешь понимать, что здесь такая девочка стала бы слоном в посудной лавке. Ремейк кроме всего прочего перестал быть серьезным и укатил в сторону то ли мистики, то ли фантастики, то ли припадка старческого маразма. В нем появились комедийные элементы и прочая шелуха, не свойственная серьезному детективу. А шведская «Девушка» – это именно серьезный детектив, и полусказочный персонаж, у которого каждые тридцать минут новая стрижка, здесь смотрелся бы не лучше кролика Роджера. За сим шикарную девочку из ремейка оставим и возьмемся за девочку оригинальную.

Она получилась, в общем-то, неплохой, но все равно не дотянула до персонажа Блумквиста. Не было в ней какой-то изюминки, была какая-то излишняя серьезность, которой примерно столько же или два раза по столько не хватает девочке из ремейка, чтобы вписаться в оригинал. Но еще более неправильным будет сказать, что персонаж получился плохим и фильм от этого проигрывает.

А еще это отлично снято. Первый час получился неторопливым и созерцательным. Сидишь, любуешься красотами шведской глубинки, в завязку помаленьку вникаешь. А потом в лицо швыряют действие, которое очень быстро начинает разворачиваться. Микаэль и Лисбет разгребают фамильное гнездо, колесят по Швеции в поисках зацепок, выясняют отношения с членами семьи, которые, само собой, проявляют к делу интерес, и приближаются к разгадке. И чем дальше, тем сильнее начинаешь ерзать в кресле. Режиссер сделал свое дело так же хорошо, как сценаристы и актеры.

Диагноз: отличный детектив, который более чем заслуженно срубил хорошую кассу и массу положительных отзывов у себя в Швеции и за рубежом. Поделка Дэвида Финчера, сама по себе не выдерживающая никакой критики, на фоне этого фильма кажется втройне ущербной. И никакая, даже самая отмороженная, девочка не в состоянии выйти против этого насквозь положительного результата кропотливой работы всей съемочной группы. Настоятельно рекомендуется к просмотру и еще более настоятельно рекомендуется, если вы не видели ремейк, но собираетесь.

{igallery 87}