31.12.2010

Хроники Нарнии: Покоритель зари (Chronicles of Narnia - The Voyage of the Dawn Treader, the)

США, 2010

Режиссер: Майкл Эптид

В ролях: Скандар Кинс, Джорджи Хенли, Бен Барнс, Уилл Паултер, Лайам Нисон, Саймон Пегг, Тильда Суинтон

Жанр: фэнтези

Продолжительность: 113 мин.

В мире идет война. Эдмунд (Скандар Кинс) и Люси (Джорджи Хенли) Певенси вынуждены торчать в опостылевшей Англии, в то время как старшие брат и сестра прохлаждаются в Америке. Эдмунд рвется на фронт, но всего пара слов, не вовремя брошенных Люси, слегка мешает тому, чтобы на небе зажглась звезда нового гениального полководца. Обоим приходиться находиться под одной крышей с их кузеном Юстасом (Уилл Паултер), вредным и избалованным чопорной английской научной литературой молодым человеком. С последнего путешествия в Нарнию прошло три года.

Хроники Нарнии: Покоритель зари (Chronicles of Narnia - The Voyage of the Dawn Treader, the)

Больше всего Юстас любит напакостить, а потом бежать жаловаться родителям мол, Эдмунд ему сдачи дал. Он до ужаса рационален и скорее поверит статье в «Таймс» о летающих коровах, чем в трехметрового минотавра, тычущего секирой ему, Юстасу, в нос. Однажды он, как обычно, появился в комнате, где тихо беседовали брат с сестрой, и начал безобразничать. В этот момент картина, неизвестно откуда взявшаяся в комнате, стала оживать. Корабль, изображенный на ней, побежал по волнам, а сами волны начали хлестать о борт, забрызгивая комнату и ребят. Вода побежала на пол, сначала ручьями, потом бурным потоком. Рациональный Юстас сорвал картину и попытался от нее избавиться, уронил, и ребят засосало внутрь. Всплыли они посреди океана. На них шел корабль.

Первым прыгнувшим за борт оказался Каспиан (Бен Барнс), теперь уже король Нарнии. Спасенным ребятам рассказали, что за три года нарнийская армия разгромила всех воинствующих соседей и в королевстве воцарился мир. Корабль, на котором они плывут, называется «Покоритель зари» и направляется на поиски семи тельмаринских лордов, друзей отца Каспиана, которых в свое время изгнал узурпатор Мираз, побежденный Каспианом и Певенси в прошлый раз. Все это прекрасно, но, если в Нарнии мир, Мираз мертв, Белая Колдунья мертва, новые враги не спешат о себе заявлять, то зачем Эдмунда и Люси вызвали на этот раз?

Да, объясните мне, пожалуйста, кому и зачем понадобились младшие Певенси? В фильме это никак не подается. Как не подается еще много что. А вопросы не перестают возникать. Когда «Нарнию» снимал Эндрю Адамсон, он четко представлял себе, что, куда и зачем. Он снимал СВОЕ кино – яркое, оригинальное, смешное, зрелищное, динамичное, трогательное и, мать вашу, честное! Такое кино, которое потом случайно ловишь идущим по телевизору и невольно садишься смотреть, даже когда у тебя на полке DVD с копией фильма за 499 рублей. А когда Адамсон, талантливый режиссер, у которого кроме двух «Хроник» на счету два мощнейших «Шрека», занял пост продюсера, вместо него за третий фильм взялся Майкл Эптид – ремесленник, у которого фантазия отсутствует как класс, зато исполнительности – вагон с тележкой. Взялся и старательно, детально и бестолково скопировал примерно половину идей предшественника. Ребятам в Англии скучно, ребята бросаются в крайности, парни лезут на рожон, девушки их оттаскивают, ребята скучают по Нарнии, ребята оказываются в Нарнии, ребят приветствуют в Нарнии, Эдмунда искушает Белая Колдунья, Люси завидует своей сестре-красавице, появляется Аслан и наставляет всех на путь истинный, ребята идут на смертный бой, ребята побеждают, все счастливы, все плачут, ребятам пора домой, ребята еще вернутся кроме вот его, вот его и вот его. «Это все, ребята!». Все это не в лучшем виде Эптид запихнул в один фильм, даже элементарно не склеив. И у него получилась бронтозябра с рогами, муть мутная, одеяло дырявое.

Нет, кое-какие отличия имеются. Например, с кузеном Юстасом, примерно до середины фильма прилично раздражавшим, произошло кое-что, пошедшее фильму на пользу. Но это заслуга Клайва Стэйплза Льюиса, написавшего книгу-первоисточник, и создателей спецэффектов, но никак не режиссера и сценаристов.

По поводу этих же спецэффектов. Денег в фильм вложено прилично, на графику не скупились. Но, опять же, ничего особенного. У Адамсона были умопомрачительные батальные сцены – гепарды, несущиеся вперед остальных и сталкивающиеся с врагом в бешеном наскоке, отчаянная ночная вылазка, земля, внезапно проваливающаяся под ногами численно превосходящего противника, неожиданные ходы оператора, смачные боевые связки. У Эптида почти ничего не осталось. Ничто не впечатляет. Даже здоровенный морской змей, побежденный предельно просто и не творчески. Даже огромная стоячая волна. Включите «Бездну» 89-го года, режиссерскую версию, и посмотрите, какая волна была там. А какая здесь. Тьфу!

Актеры справились чуток получше. Правда, по достоинству оценить все равно не получилось – дубляж, как водится, отвратительный. Больше всех порадовал Бен Барнс. Во втором фильме он прилично отставал от остальных, а в «Дориане Грее» вообще весь фильм изображал могильную плиту. Теперь же перед нами настоящий король Нарнии – смелый, решительный, деятельный, уверенный в себе. Правда, ему и в этот раз пришлось читать паршивую пафосную речь, обильно сдобренную дерьмовым дубляжом, но это уже другая история и другой виноватый. Еще один классный персонаж – боевитый крыс Рипичип. Но с ним та же песня – вместо Саймона Пегга, одно имя которого – уже гарантия, машут кривыми ручонками актеры-«дублеры». Поклон аниматорам. Рипичип, чьим бы голосом он ни говорил, выглядит отлично.

Скандар Кинс, Джорджи Хенли и Уилл Паултер не потерялись среди этих двух персонажей и массовки только потому, что первым двум по сценарию пришлось много махать холодным оружием, а третьему – ворчать об абсурдности всего, что он видит. До середины фильма.

Диагноз: жвачка. Детям можно показать, если больше нечего. Им все эти идиотские сценарные недоклейки до форточки. Как и притянутые за уши комплексы главных персонажей. Пара неплохих рукопашных сцен там все же присутствует, Рипичип на месте, два грамма приключений тоже наличествуют. Но не более того. А за Адамсона жутко обидно. Его вторую без пяти минут шедевральную идею губят кривые руки и не полый череп.

P.S.: Музыка в финале отвратительна, что дубляж. От голоса Регины Спектор, певшей в конце второго фильма, начинаешь светиться. Здесь вместо нее поет некая Кэрри Андервуд и поет из рук вон плохо. Но это еще не самое страшное. При переводе фильма на русский язык решили, что финальную песню перепоет кто-нибудь из наших. Знаете, кто перепел? Сергей Лазарев. Спасибо, хоть песню на русский язык не перевели.

{igallery 38}