27.02.2011

Кочегар

Россия, 2010

Режиссер: Алексей Балабанов

В ролях: Михаил Скрябин, Александр Мосин, Юрий Матвеев, Аида Тумутова, Анна Коротаева

Жанр: криминальная драма

Продолжительность: 83 мин.

Старый Кочегар (Михаил Скрябин) сидит у печек и на печатной машинке набивает притчу о Хайлахе. К нему в гости приходит Сослуживец (Александр Мосин) да не один. Его подручные тащат пару мешков, из которых торчат чьи-то ноги. Ненужный груз отправляется на помощь дровам, после чего Сослуживец присаживается к равнодушному к любым ногам Кочегару и начинает его расспрашивать, как жизнь и как книга. Старик говорит: «Ничего, ни лучше, ни хуже, обычный день в кочегарке», и охотно делится содержанием свежего текста. Внимательно выслушав, Сослуживец встает, прощается со старым другом, кивает подручным и выходит. Остальные – за ним. И так – каждый раз. Даже рассказ не меняется. Контуженный ветеран войны в Афганистане упрямо набивает одно и то же. Только обувь у трупов всегда разная.

Logo

Среди подручных Сослуживца особо выделяется Бизон (Юрий Матвеев). Он произносит примерно шесть слов в час, нервно кивает, обозначая свое согласие с мыслями босса, очень крепко сложен, берется за самые грязные дела маленькой организации Сослуживца, трахает его дочь Машу (Анна Коротаева) и дочь кочегара Сашу (Аида Тумутова).

Дочь Кочегара Саша держит меховую лавочку, выглядит весьма гламурно, любит папу, молчаливого Бизона, ходить по дому голой, трахаться и не уделять много внимания работе.

Дочь Сослуживца Маша хорошо упитана, злоупотребляет косметикой, ржет, как лошадь, любит Бизона, секс и ржать во время секса, недолюбливает дочь кочегара Сашу за то, что та не уделяет много времени работе и, несмотря на финансовую состоятельность своего папы, одевается, как пятидесятилетний кондуктор в автобусе.

Кочегар состоит в разводе с женой, которая в настоящий момент проживает в Детройте; работает за маленькую зарплату, нежно любит свою дочь и даже купил ей туфельки.

Но Бизон трахает двух знакомых между собой женщин, поэтому будет много крови.

Имя Алексея Балабанова в графе «режиссер» - гарантия, что смотреть мы будем, как минимум, оригинально поставленную и поданную историю. Беда в том, что на этот раз мы смотрим именно минимум. Все, что есть в «Кочегаре», – это уникальный режиссерский стиль. Все происходящее в кадре, никак не смакуется, не перемешивается, не удивляет всевозможными фокусами вроде летающе-трясущейся камеры, флэшбеков или длинных сцен на закате. Если один стреляет, второй падает. Один говорит – второй слушает. Только что русский рок разок включился. И этот спокойный, созерцательный стиль делает свое дело – вызывает нормальный зрительский интерес. Если этот стиль из фильма выбросить, останется обыкновенный тупой грошовый боевичок для полусонно жующей аудитории.

Актеры вторят картинке – играют сдержанно и безэмоционально. Только это картине ну никак не на пользу. Если в тех же, «Жмурках», по концепции, кстати, изрядно смахивающих на нашего пациента, почти каждый персонаж являл собой живой запоминающийся образ, то здесь всю галеру тянет за собой один Михаил Скрябин. Старый Кочегар в его исполнении выглядит вполне себе неплохо. По крайней мере, до тех пор, пока не надевает старую военную форму. Еще можно выделить Анну Коротаеву, пытающуюся изобразить Машу. Хреново пытается. Как и одевается. Собственно за это и выделяем. Все остальные в фильме не играют ничего. Пьют валерьянку и идут в кадр – говорить заученный текст.

Сюжетно «Кочегар» тоже не представляет собой ничего особенного. Все те же «Жмурки», только зачем-то упрощенные до невозможности. Пяток персонажей ходит, говорит и взаимодействует в вакуумном Питере. Нарастает критическая ситуация, которая обязательно закончится кровью с мясом. Нет, даже без мяса. И кто-то один окажется или умнее остальных, или более везучим. Ну, может, двое. Утрирую, конечно, но от общего исхода сюжетной линии все равно ушел недалеко.

И все-таки, давайте вернемся к авторскому стилю. На дворе 90-е. С бандитами, джипами, трудягами, обшарпанными трамваями и подъездами. С «Агатой Кристи», которые все сперли у «Cure»; с наивными детишками и озлобленными взрослыми. Может быть, у Балабанова творческий кризис, но умения смешивать все эти мелкие детали в фильме так, чтобы фильм потом можно было смотреть с интересом, у него не отнимешь.

Больше рассказывать нечего. Если вы любите фильмы режиссера, можно посмотреть для галочки. Во всех других случаях – не стоит. Разве что время убить.

{igallery 41}