11.01.2012

Меланхолия (Melancholia)

Дания-Швеция-Франция-Германия, 2011

Режиссер: Ларс фон Триер

В ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Александр Скарсгард, Кифер Сазерленд, Стеллан Скарсгард, Джон Херт, Шарлотта Рэмплинг

Жанр: фантастическая драма

Продолжительность: 136 мин.

Джастин (Кирстен Данст) очень повезло в жизни. Она выходит замуж за Майкла (Александр Скарсгард), прекрасного и, главное, любящего человека. Свадьба проходит на огромной площадке для гольфа со всеми удобствами, за аренду которой работодатель невесты Джек (Стеллан Скарсгард) выложил очень серьезную сумму. Более того, начальник расщедрился на повышение – из копирайтеров он переводит Джастин в арт-директора.

Меланхолия (Melancholia)

Вроде бы все отлично. Все веселятся, всем хорошо. Поле – аж восемнадцать лунок, а это показатель. Отец, он же тесть (Джон Херт), вовсю веселится с соседками-тезками, ворует ложки со стола, чем сводит с ума официантов. Клэр (Шарлотта Генсбур) помогает вести церемонию Джеку, которому мало ролей спонсора и начальника, так он еще и в свидетели от жениха выбился. Мама, она же теща (Шарлотта Рэмплинг), проявляет свой властный и вспыльчивый нрав и слегка портит торжество пламенной речью о том, кто в доме хозяин. Джек изводится из-за того, что его последняя фотография, к которой Джастин должна была придумать оригинальный лозунг, осталась пустой, потому что его новый арт-директор настолько поглощена свадьбой, что в ее голове по определению не может родиться даже самая завалящая идея, которую потом будут покупать. Все идет по плану. Пока Джастин внезапно не впадает в депрессию. И это не минутное замешательство и страх перед неумолимо надвигающемся будущем. Это очень тяжелая и затяжная форма меланхолии, которая грозит крахом всему – браку, карьере, положению в обществе. Да куда там, разрушается человеческое сознание, без которого и жизнь не жизнь, а так, овощ на грядке.

В это же время из глубин космоса на Землю надвигается другая планета. Астрономы назвали ее Меланхолией. Через некоторое время в мире начнется истерия. Ученые будут надрываться о том, что орбита незваной гостьи проходит впритык к земной, но никак ее не пересекает, так что людям не светит ничего больше эффектнейшего зрелища. Разве что, слегка достанется земной атмосфере и на пару дней станет тяжелее дышать. Интернет же, в пику ученым, начнет трещать от дикого количества любителей заработать денег и славы на сенсационных новостях о скорейшей гибели нашей прекрасной голубой. Спам, статьи в Википедии, форумчане, истирающие языки в мозоли, и прочие ужасы. В числе первых окажется Джон (Кифер Сазерленд), муж Клэр и ученый по совместительству. Он всячески будет убеждать жену не копаться в сети и не подрывать себе психику. Бесполезно.

После катастрофического «Антихриста» того же фон Триера «Меланхолия» воспринимается, как работа над ошибками. После «Антихриста» оставалось стойкое впечатление, что режиссер сам не знал, что снимал. Фильм трещал по швам, в нем полунамеками подавалось то, что должно было разжевываться в деталях, и наличествовала ничем не мотивированная кровища, от которой бросало в дрожь в самом худшем смысле. «Меланхолия» же вышла гораздо более связной и хотя бы не заставляет зевать. В ней есть определенная цельность. Но и только-то.

Сначала, пожалуй, стоит вспомнить, что «Антихрист» был посвящен Андрею Тарковскому. «Меланхолия» куда больше тянет на роль фильма-посвящения. Именно здесь чувствуется попытка сделать что-то в его духе. Имеется в виду умение Тарковского снимать, скажем, дверь десять минут одним планом и так, что зритель совершенно непонятным образом оказывается заворожен. Попытка оказалась вполне себе неудачной. Вообще очень сложно представить, что покойному можно подражать. Обычные для фон Триера ручная камера и рваный монтаж здесь на месте, и впечатление они производят не такое гнетущее, как вышеупомянутые длинноты.

С актерами, как и с постановочной частью, ситуация обрисовывается странная. Два главных персонажа – Джастин и Клэр – почти не запоминаются. Что Кирстен Данст, что Шарлотта Генсбур отыграли старательно, но без искры, без живинки. Полный пофигизм ко всему первой и нарастающая паника второй угадываются, но в них не веришь. Зато порадовали второплановые персонажи. Джону Херту и Шарлотте Рэмплинг роли достались небольшие, но справились они на отлично. Разве что не очень напоминали разведенную пару, как было прописано по сценарию. Но это больше придирки. По отдельности они выступили очень ярко.

А круче всех оказался Кифер Сазерленд. У него роль помассивнее, и отыграл он ее превосходно. Вроде бы ничего особенного, обычный человек, никаких тараканов, никаких черт, из которых можно сложить яркого персонажа. Но обаяние буквально просвечивает.

А теперь про определенную цельность и «только-то». Цельность есть, да. А здоровой логики нет. Как нет и никакой другой. Поступки некоторых персонажей вызывают полное недоумение и полнейшее «не верю!». И пропажу интереса. И веру в Ларса фон Триера как режиссера. Потому что снова вспоминается его же «Догвилль», в котором все – логика, постановка, яркие главные персонажи и клещи, не отпускающие от экрана – есть. Они не хромают, их много, они живые и светятся. А здесь – нет. «Меланхолия» – это работа над ошибками. Но не яркое полноценное кино.

Диагноз: жвачка. Есть время – можете включить. Совсем уж скучно не будет. Но не более того. И опять же, если у вас где-то завалялось то самое раннее-проверенное, лучше все-таки будет потратить время на него.

{igallery 80}