26.06.2010

Микмакс (Micmacs a Tire-larigot)

Франция, 2009

Режиссер: Жан-Пьер Жёне

В ролях: Дани Боон, Андре Дюссолье, Николя Марье, Жан-Пьер Мариэль, Иоланда Моро, Жюли Феррье, Мари-Жюли Бу

Жанр: комедия

Продолжительность: 105 мин.

 

Пустыня Сахара. Сапер-француз в каске копается в песке. Сегодня его ждут две новости – хорошая и плохая. Хорошая: через тридцать секунд он откопает мину французского производства и у него будет возможность применить свои профессиональные навыки. Плохая: через минуту мина взорвется и убьет его и какая-то семья останется без отца.

Logo

 

Франция. Какой-то семье вручается конверт с соболезнованиями и фотография мины, на которой хорошо виден логотип изготовителя. Базиль, единственный сын в семье, хорошо его запоминает.

 

Франция, тридцать лет спустя. Базиль (Дани Боон) сидит на работе в видеосалоне и смотрит кино с Хамфри Богартом. Ночная смена. Тридцать секунд – никого. Минута – никого. Полторы – по улице проносится мотоциклист, стреляющий по машине, и машина, стреляющая по мотоциклисту. Мотоциклист получает пулю, падает, роняет пистолет, пистолет стреляет, пуля попадает Базилю в лоб.

 

Больница. Врачи принимают решение не вынимать пулю, засевшую в мозгу так, что операция опасна для жизни пациента. Если ее оставить, ему не светит никаких неприятностей, кроме звона детекторов в аэропорту.

 

Видеосалон. Базиль все-таки получает неприятности другого характера. По большому счету, он стал инвалидом, а инвалидов выгоняют с работы. А еще инвалидов не берут на новую работу и выставляют из дома. Инвалидам одна дорога – в бомжи.

 

Пока в него не попала пуля, Базиль ничем в обществе не выделялся. Теперь же он очень неплохо танцует «робота» в общественных местах, с этого имеет копейку на жизнь и, кажется, даже нисколько не комплексует по поводу своего нового социального статуса. Однажды на него обращает внимание Плакат (Жан-Пьер Мариэль), лидер местных бомжей «с особенностями» и предлагает ему присоединиться к их дружной толпе, проживающей в огромной мусорной куче, в которой есть своя кухня, конвейерная линия и танцующий механический мышонок с прищепками вместо ступней.

 

Толпа собралась – уронить на ногу и каркнуть. Девушке по имени (прозвищу?) Калькулятор (Мари-Жюли Бу) от исключительно точных в расчетах родителей достался идеальный глазомер и изумительная способность складывать в уме. Каучушка (Жюли Феррье) от рождения гибка, как поливочный шланг – легко может свернуться до такой степени, что ее можно будет спрятать в чемодан, и в свободное время подрабатывает в холодильнике ящиком для зелени. А у Разломая (Доминик Пиньон) в горле – протез, в шее – три титановые пластины, а в желудке – кусок генератора постоянного тока от велосипеда. А еще он очень хочет увидеть свое имя в Книге рекордов Гиннесса, потому что он еще и человек-ядро. Базиль со своей пулькой в мозгу тихо курит в сторонке. И детекторов в аэропорту бояться надо не ему.

 

Франция. Базиль едет по улице и замечает отражающееся в луже здание с логотипом мины, убившей его отца. Оборачивается и видит через дорогу здание с логотипом пули, застрявшей у него в голове. Он и его новые друзья решают стравить между собой две конторы-производительницы оружия. А то чего это они, а?

 

Давайте немножко поговорим о любви. Пилот Уош из «Светлячка» и «Миссии Серенити» сидел за штурвалом старой космической развалины не просто так. Он очень любил эту развалину. Его любовь держала развалину даже в тот момент, когда законы физики уже переставали работать. И Мэл, его капитан, отлично понимал своего пилота, потому что тоже любил развалину. С любовью Уош посадил развалину на одном двигателе с отказавшей тормозной системой, заглючившей координатной сеткой и самоубившейся коробкой передач. Любовь держала корабль, когда он должен был рухнуть. Любовь спасла жизнь всей команде – умер только Уош, когда острый шпиль воткнулся в него, уже приготовившегося отстегивать ремни безопасности.

 

С любовью, вел свой самолет Антуан де Сент-Экзюпери, когда доставлял людям почту. Самолеты в то время были ненадежные, постоянно барахлили, но летали и выполняли свои задачи, потому что пилоты любили свои самолеты, которые отправляли их ввысь, в дорогое им небо. С любовью же Экзюпери писал своего «Маленького принца» и свою «Планету людей». Любовь пронизывала его книги. Он любил небо, высоту и звук винта. Он любил жизнь. Стоило открыть его книгу – и эта любовь, простая, искренняя, выливалась на тебя со страниц. И, читая их, даже не хотелось обращать внимание на неопытность автора, на его зацикливание на некоторых не особо важных для книги вещах и некоторую затянутость повествования. Написано было с огромной душой – так, что не оторвешься.

 

С любовью Китано создавал свои невообразимо красивые «Сцены у моря», а Хисаиси – писал к нему музыку. Они оба очень любили море, огромное, красивое, безмятежное и беспощадное. С любовью Гондри снимал «Вечное сияние чистого разума», Рязанов – «Служебный роман», Кэмерон – «Аватара», Бёртон – «Крупную рыбу», Такахата – «Могилу светлячков», а Жёне – «Деликатесы», «Город потерянных детей» и «Амели». Именно поэтому во время просмотра по спине бежит холодок. Поэтому от экрана отрываешься с огромной неохотой или не отрываешься вообще. Даже если сейчас три часа ночи, а в восемь тебе надо быть на ногах. И только поэтому такие фильмы потом не забываются, их хочется пересматривать снова и снова. Потому что зритель тоже любит. За честность, за искренность, за просто так.

 

А когда человек не любит свое дело, получается манная каша на завтрак, которую съел, потому что так надо, ничего не почувствовал и пошел по делам. Уж простите меня, если вы любите манную кашу. Что такое «Микмакс»? Это набор скучных, нелепых ситуаций. Мужичок опустился на самое дно, но не потерял чувства собственного достоинства и теперь преподает серьезный урок тем, кто его обидел. А кто его обидел? Вроде бы не два оружейных магната (Андре Дюссолье, Николя Марье) оставили в песочке мину, которую не смог обезвредить его папашка. И не они стреляли в мотоциклиста, чья пуля в итоге и засела у Базиля в голове. Но они же торгуют оружием, которое стреляет, а это не есть хорошо. Какая прелесть, аж слезы на глаза и краска со стен!

 

Мало того, Жёне, большой затейник по части нарисовать и изобразить, облажался даже в собственной песочнице. Идея изобразить бомжевой притон выглядит довольно неплохо, хотя и не идет ни в какое сравнение с коммуналкой в «Деликатесах» и вечно ночным и дождливым Городом потерянных детей. На практике же разница ощущается еще сильнее. Само собой, не в пользу «Микмакса». В первых двух фильмах было, как это говорится, «гатишно», здесь – искусственно и не впечатляюще. Создается впечатление, что смотришь кукольный театр.

 

Туда же и актеры. Они тужатся, корчатся, пучат глаза, как при кислородном голодании, но ни хрена не играют. Даже прикольный Доминик Пиньон, который у Жёне всегда вытворял чудеса, здесь изображает мучения в попытке снести яичко. А Ящику для Зелени можно было весь фильм сидеть в холодильнике – фильм бы от этого только выиграл. Разве что можно было отметить пару актеров в тройке эпизодов – например, того же Пиньона, только есть ли смысл?

 

Не знаю, что случилось с режиссером – творческий кризис наступил или без Марка Каро, с которым Жёне ставил свои ранние фильмы, он ничего не может – кино от этого лучше не становится. За весь фильм впечатлила только одна сцена – хороший такой взрыв, лишивший несколько человек головных уборов, несколько зданий – стекол, одного оружейного магната – письменного стола, а одну влюбленную парочку – оргазма. Но взрыв – это примерно минута, а фильм идет почти два часа. Поэтому диагноз: в жопу такого Жёне, лучше пересмотрите «Амели».

 

{igallery 2}