06.09.2012

Железное небо (Iron Sky)

Финляндия-Германия-Австралия, 2012

Режиссер: Тимо Вуоренсола

В ролях: Юлия Дитце, Гётц Отто, Кристофер Кирби, Пета Сержант, Удо Кир, Стефани Пол, Тило Прюкнер

Жанр: фантастическая комедия

Продолжительность: 93 мин.

 

1945 год. Первые умы Третьего Рейха, чуя скорый его конец, отправляют экспедицию на Луну. Их идея состоит в том, чтобы как следует угнездиться на темной стороне, воспитать новое поколение и подготовить почву для нового вторжения. Луна богата на гелий-3, уникальный минерал, с помощью которого можно спокойно жить и осуществлять задуманное.

Железное небо (Iron Sky)

 

2018 год. Детям в лунных школах успешно вбивают в голову единственно правильные и непреложные ценности национал-социализма. Дети и внуки лучших умов Третьего рейха делают открытие за открытием и уже держат в резерве внушительный арсенал, венчает который огромный космолет «Гибель богов». Четвертый рейх цветет лунным цветом. Для вторжения у нацистов не хватает только одного – компьютера, способного элементарно поднять всю армаду в воздух, в смысле, в космическое пространство. Нет, компьютер, у них есть, но он размером со спортзал, работает на лампочках и может разве что предсказать погоду на завтра – полный штиль и вакуум.

Решение роняется на голову само. На Луне высаживаются американцы. Один белый, которого вовремя оказавшиеся неподалеку штурмовики быстро пристрелили, и один черный (Кристофер Кирби), который для насквозь бледных и белокурых фрицев – как Чебурашка. Пойманный отправляются в лабораторию на изучение, как и полагается новому виду. Также его обкрадывают на новенький iPhone 18, который при ближайшем рассмотрении оказывается в сто сорок две тысячи раз более мощной вычислительной машиной, чем имеющаяся в наличии. Пока фрицы осваивали гелий-3 и создавали космический флот, на Земле занимались микропроцессорами.

По подсчетам доктора Рихтера (Тило Прюкнер), светила нацистской науки, для вторжения необходим десяток айфонов, не больше. Снаряжается экспедиция во главе с оберкоммуникайтенфюрером Клаусом Адлером (Гётц Отто), амбициозным офицером, лелеющим голубую, как Земля, мечту – сместить нынешнего фюрера Вольфганга Кортцфляйша (Удо Кир), лично возглавить планирующийся блицкриг и стать единовластным правителем двух планет.

А на Земле в это время вовсю идет подготовка к выборам президента США. Первый этап предвыборной кампании текущего президента, стервозной и истеричной безымянной Президентши (Стефани Пол), который заключался в той самой экспедиции на Луну, успешно провален. Сигнала от астронавтов нет, все плохо, можно только плотно обматерить свою пиарщицу Вивиан (Пета Сержант), за тем успокоиться и попрощаться со вторым сроком. Решение роняется на голову само. Вивиан приводит в Белый дом успешно приземлившегося Адлера и добравшуюся с ним тайком Ренату (Юлия Дитце), его возлюбленную, а по совместительству школьную учительницу, идейную нацистку, превосходного оратора и дочь доктора Рихтера.

Тимо Вуоренсола в родной Финляндии известен тем, что снимает кино на деньги фанатов и просто неравнодушных к благому делу людей. Утрирую, но не сильно. Большая часть средств и сил, вложенных в тот или иной его фильм, – это фанатские силы и средства. Окончательный результат собранного с миру по нитке оформляется в одной комнате при содействии нескольких друзей. Опять же, утрирую, но не сильно. Начав с пародий на «Star Trek», режиссер разросся до собственного оригинального фильма. И фильм удался.

Сразу на сладкое. Армия фанатов в домашних условиях создала Вуоренсоле спецэффекты, не уступающие первым мировым блокбастерам. Лунные пейзажи смотрятся замечательно. Земные бабахи – вы же не сомневались, что они будут – не отстают. Все эти космические линкоры, крейсеры, земная неоновая реклама с легким налетом футуризма, штурмовики в противогазах, ламповая техника и побелевший афроамериканец выглядят прекрасно, вызывают приступ уважения к проделанной работе и к людям, ее проделавшим, а последний еще и сыгран неплохо.

А теперь о главном. Основной конек фильма в том, что он подается вроде бы как серьезное фантастическое кино. Явных хохм почти нет, разве что время от времени проскакивают отсылки к другим фильмам. Основной прикол начинаешь понимать в тот момент, когда, например, ставишь на место лунных нацистов обычных землян, а на место рухнувшего на них негра – зубастика. Отвлеченно «Железное небо» смотреть нельзя, и фоном с пивком он никак не прокатит. Разве что как обычный космический раздрай. По факту же, это классный стеб над американской политикой, пиаром, фашистами и вообще понятием ксенофобии, если уж углубляться до последнего. Что до отсылок, то они тоже образуют немалый пласт фильма. Прямо и непосредственно прошлись по «Доктору Стрейнджлаву», «Звездным войнам», «Гибели богов». «Бункеру» вообще досталось больше всех. В кучу добавили игрушку «Wing Commander» и пару раз неявно кивнули в сторону «Космической одиссеи». И этот пласт очень хорошо себя чувствует в общем повествовании.

Сыграли, в общем, неплохо. Ярче всех выступила Пета Сержант в роли крутой пиарщицы с приличествующей случаю лисьей улыбкой. Лисья улыбка – это что-то! Почти всю американо-земную часть на себе тянула она. Ну, еще спасибо Кристоферу Кирби за роль чернокожего астронавта Джеймса Вашингтона и Стефани Пол, сыгравшей президента США. С фашистской стороны выделить особо некого. Только Гётца Отто, но против классной Сержант он все равно не вытягивает. Ну, и Удо Кира, которому просто по фактуре играть либо фрица, либо нечисть. Он и сыграл – пришел, посмотрел в камеру несколько раз, неизменно запачкал себя кровью и ушел. А образ остался.

Диагноз: на взыскательного любителя. В кинотеатрах с попкорном резко противопоказано. Дома можно. Даже больше, чем можно. Главное, чтобы кроме смеха ничто не отвлекало.

{igallery 102}