24.05.2008

Мгла (Mist, the)

США, 2007

Режиссер: Фрэнк Дэрабонт

В ролях: Томас Джейн, Марсия Гэй Харден, Лори Холден, Андрэ Брогер, Тоби Джонс, Фрэнсис Стернхаген, Натан Гембл

Жанр: фантастический триллер

Продолжительность: 126 мин.

 

Час ночи. Завтра много дел, а от экрана отрываться как-то не хочется. На нем старый знакомый дуэт: Стивен Кинг и Фрэнк Дэрабонт. Первые два фильма от этой сладкой парочки оставили в памяти заметный след, поэтому спать раньше двух я не лягу. Только вот смотрится «третий» фильм как-то совсем по-другому.

Logo

 

Обычная для американского кино семейная идиллия: папа, мама, сын. Папу Дэвида играет Томас Джейн. Папа Дэвид рисует картины. Надо полагать, этим и зарабатывает. Очередное полотно, являющее собой Клинта Иствуда в своем классическом образе, создается в очень неприятных погодных условиях: гром, молнии - далее по списку. В общем, долго рисовать у Дэвида не получается - бросив все дела, он предусмотрительно отправляет семью в подвал. И вовремя: ветер усиливается, сносит дерево и отправляет его точно в недорисованную картину, не забыв по пути выставить окно.

 

Утро. Пропавший шедевр - далеко не единственная беда, причиненная непогодой: досталось всем. Ураган намусорил так, что работы на неделю - про упавшие деревья лучше вообще промолчать. Дэвид принимает решение сходить в супермаркет и купить поесть. С ним отправляются сын Билли (Натан Гембл) и сосед Брент (Андре Брогер), с которым у Дэвида давно нелады, но непогода сделала их товарищами по несчастью. В супермаркете истерия локального масштаба - все про бурю говорят. Скоро к простым обывателям добавляются военные, которых явно что-то беспокоит, и это что-то - совершенно точно не вчерашняя буря.

 

Потом в магазин врывается перепачканный кровью пенсионер и быстренько пугает всех покупателей: дескать, у него товарищ в туман зашел, и его там что-то съело. Туман, который действительно все утро висел над озером, накрывает супермаркет и, надо полагать, всю округу. Один из горожан, решивший, что лучше сесть в машину и свалить, пока еще что-то видно, не успевает добежать, и в тумане раздается жуткий крик, после которого рассчитывать на что-то хорошее не приходится.

 

Теперь все боятся выходить - в тумане что-то страшное. Правда, одна истеричная тетка на весь магазин надрывается, что у нее ребенок дома остался, просит кого-нибудь проводить ее до дома и, не встретив никакого понимания, проклинает всех и скрывается в тумане. Крика после этого никто не услышал, но народ это не обнадежило. А потом из тумана появится нечто и начнет всех жрать. И всем будет страшно. Всем, кроме простого зрителя.

 

Кингом я не увлекаюсь, хотя и в курсе общей тематики его книг. Да и фильмов по мотивам его произведений пересмотрел достаточно. В основном, фигню всякую: не везет Кингу на экранизации. За всех отдувается один Фрэнк Дэрабонт. Его «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля» - это что-то с чем-то. Очень сильные фильмы. Ждать после этого «Мглу» было делом принципа.

 

Повторюсь: Кинга я не читал, поэтому наивно ждал чего-то драматического, а после первого часа находился в некотором недоумении. Этот час еще более или менее напоминает драму с триллером напополам, хотя и тут есть свои натяжки вроде упомянутой истеричной дамочки, которой надо домой к сыну, которая на общем фоне наклевывающейся атмосферы ужаса смотрится, как слон в посудной лавке, что для Дэрабонта несвойственно. Но первый час спокойно подходит к концу, а за ним следует самый настоящий «звездный десант» - непрерывное истребление всех, кто в супермаркете, и всех, кто за его пределами, с большим количеством МЯСА. И это для Дэрабонта ну просто оч-ч-чень необычно.

 

В том-то и фикус: «Мгла» - это не триллер с профессиональным нагнетанием ужаса. Из нее триллер - как из меня канатный плясун, а плясун из меня, поверьте, никакой. «Мгла» - это боевик с примесью достаточно примитивной фантастики. Здесь сильно утрирую - примитивной эта самая фантастика кажется с точки зрения истории кинематографа: сколько уже фильмов было про людей, запертых в супермаркете, на складе или в четырехместном шкафу с тараканами - сбиться можно уже на третьем десятке.

 

Мучимый сомнениями, нашел я эту самую «Мглу» Стивена Кинга и прочитал. На самом деле, книжка называется «Туман» - просто и незатейливо (русскоязычному названию фильма мы обязаны нашим дорогим и обожаемым переводчикам на пару с прокатчиками, чтоб они подавились). Как оказалось, содержимое книги не сильно отличается от содержимого фильма, поэтому в общей вторичности идеи виноват явно не Дэрабонт, как и не виноват он в практически полном отсутствии драматической составляющей. Кинга тоже ругать не будем - в литературе я не шибко разбираюсь и книга не понравилась исключительно субъективно, поэтому просто вернемся к фильму.

 

Первую его часть, где тумана с кем-то или чем-то голодным внутри еще нет, тянут на себе актеры и с этим вполне хорошо справляются. На месте и Томас Джейн, и Лори Холден, и Тоби Джонс, и Андрэ Брогер. Брогер в роли Брента наиболее интересен: это неприятный такой товарищ, у которого Дэвид в свое время выиграл судебное дело и который теперь очень осторожно к Дэвиду относится. Единственная, кто играет как бог на душу положит, это Марсия Гэй Харден, да и то из-за того, что роль уж больно типичная - помешанная дамочка, которая пророчит всем конец света, а после наступления тумана совсем слетает с катушек. Да, чуть не забыл: русский дубляж у фильма на редкость удачный - практически уникальный в наше время случай.

 

Во второй части, как я уже говорил, начинается боевик, и от актерской игры остаются только крики испуганных и умирающих граждан - вместо нее кино тянут спецэффекты. Все очень симпатично, бестиарий у фильма внушительный, все летают и прыгают туда-сюда, ломают, крушат, едят за пятерых и умирают за шестерых. По сравнению с книгой, тут намного больше мясных моментов - нервным и детям к экрану подходить не советую. Основной неприятный момент здесь - бросаются в глаза заимствования, в основном, из «Чужих». Но это уже придирки - общей картины это не портит.

 

За концовку вообще отдельное спасибо: для фильма ее изменили, и после часовых разборок с монстрами она смотрится, как стадо слонов в супермаркете. Жирная точка, в отличие от неопределенного финала книги.

 

Общий диагноз будет таким: забудьте про то, что хотели посмотреть триллер. Здесь совсем не страшно: напрашивающуюся в начале атмосферу всеобщего страха очень быстро придавит «боевитая» составляющая фильма, которая вполне на высоте. Имеет смысл поглядеть этот фильм с друзьями и с пивом, желательно, на большом экране - монитор-«пятнашка» легко убьет весь ваш зрительский интерес в зачатке. И не ругайте Дэрабонта: он любит книги Кинга, но Кинг писал не только драмы в тюремном антураже, основной его профиль - ненаучная фантастика. Если танцевать от этого, то кино удалось. Не просто так же я лег спать в два ночи…