25.07.2008

Особо опасен (Wanted)

США, 2008

Режиссер: Тимур Бекмамбетов

В ролях: Джеймс Макэвой, Анджелина Джоли, Морган Фримен, Константин Хабенский, Дато Бахтадзе, Крис Братт, Лорна Скотт

Жанр: боевик

Продолжительность: 110 мин.

Наши в Голливуде. Эта фраза наделала шума, пожалуй, побольше, чем непосредственно фильм. Трейлеры с любопытными подробностями забугорного творения Тимура Бекмамбетова только подливали масла в огонь. Особенно удалась мистификация с дракой в офисе, которую многие приняли за документальную съемку. Вносить же свою лепту во всеобщий ажиотаж не хотелось. Существует немало примеров того, как подающего большие надежды режиссера съедают злые продюсеры, которым только бы денег в карман. А Бекмамбетов даже в России показал себя скорее распиаренным, нежели талантливым постановщиком. Хотя слабыми его картины все равно не назовешь. А теперь он снял кино в Штатах.

Logo

Уэсли Гибсон (Джемс Макэвой) – типичный офисный планктон. Сидит за компом половину своей сознательной жизни, строчит отчеты для стервы-начальницы (Лорна Скотт), отличается очень пугливым характером, отчего постоянно глотает таблетки. Имеет любимую девушку, которую его друг Барри (Крис Братт) трахает на столе. В общем, самый обычный парень. Разве что живет в нетипичной для офисного клерка дыре под мостом. Это не в буквальном смысле дыра под мостом, а просто завалящая «почти хрущевка», заклеенная объявлениями, рядом с которой проходит метро, доставляющее дополнительные проблемы. Уэсли уверен, что в жизни ни черта не достиг и проявляет завидный пофигизм ко всему, кроме самого факта завидного пофигизма. Однажды он как обычно покупал таблетки, как вдруг перед ним образовалась эффектная женщина (Анджелина Джоли), представившаяся как Фокс. Она сообщила ему, что его отец был очень крутым наемником, работавшим на сверхсекретную организацию «Братство ткачей». Недавно папочку отправили в мир иной, и теперь сыну в срочном порядке следует пойти по его стопам, найти убийцу и организовать ему скорейшую встречу с отцом.

«Братство ткачей», как говорит Фокс, не признает законов физики: их пули умеют облетать препятствия, они пилотируют машины левой ногой, в то время как правая метко пускают свинец в назойливого противника, который тоже не мальчик, и на грузовике успешно догоняет скоростной Dodge Viper, попутно стреляя по дуге. И Уэсли тоже должен научиться ТАК делать, а потом схоронить своего противника. Его всячески убеждают, что крутизной и реакцией он пошел в папочку, а круче папочки в организации не было никого, и никто больше не сможет разобраться с врагом, который угрожает проткнуть все «Братство» братским ткацким станком. А он еще как может. Смурной начальник «Братства» Слоун (Морган Фримен), Фокс и еще пара харизматичных личностей вроде русского специалиста по взрывающимся крысам (Константин Хабенский) и кавказца Мясника (Дато Бахтадзе) будут учить Уэсли так, чтобы пули вокруг свиной туши извивались, чтобы из лифта в окно и не разбиться и чтобы челнок из работающего ткацкого станка вытащить да руки себе при этом не оторвать. А потом приведут к мегастанку и расскажут, что если покопаться в его вышивке, то из переплетенных узоров можно выкодировать имена людей, которых если профессионально застрелить из-за угла, то в будущем спасутся тысячи и всем будет хорошо. Очень благородно, правда, очень тупо.

Но не в сценарии дело. Видно, что продюсеры над ним поорудовали кривым инструментом, в угоду простому зрителю. Да и исходная идея сперта (или просто позаимствована с согласия автора) из «Дозоров», причем не из кино-«Дозоров» Бекмамбетова, а из книжных вариантов Сергея Лукьяненко. Погоду фильму делает внушительная цифра в графе «бюджет». Фирменное спецэффектное смакование Бекмамбетова проявилось здесь во всей красе. Все эти буллет-таймы, симметрично бьющиеся стекла и выбитые зубы и кнопки для клавиатуры, выложенные в неприличную надпись, веселят несказанно. Особенно впечатляет сцена с поездом. От «дозорного» мельтешения кадров почти ничего не осталось - все приятно, все красиво и при этом очень наглядно.

С актерами вышло похуже. Уэсли Гибсон, в смысле, Джеймс Макэвой, ничего особенного не делает. Понервничает, поест таблеток, а потом кааак клавиатурой на по зубам! А потом начальницу кааак пошлет в одно место! А потом натренируется и как начнет всех расстреливать и распинывать! Обычный середнячок. Анджелина Джоли также не удивила. Еще одна Лара Крофт, правда, слов за фильм произносит поменьше раза в два. Просто валит всех с напряженным выражением лица - и все. Вслед за ней и Морган Фримен - только ходит и что-то мычит. Куда интереснее смотреть на Дато Бахтадзе и Константина Хабенского. Эти двое на экране находятся суммарно минут пять, а запоминаются на всю жизнь.

Еще один момент, заслуживающий внимания, - русский дубляж. С текстом все отлично: в отличие от дуболомных фраз большинства «русских версий» здесь все звучит очень естественно. Да и актеры старались. Проблему представляет безграмотный их подбор. На месте только второстепенные роли. Оно и понятно: в русском варианте Хабенский озвучивает Хабенского, и это, естественно, слух не режет. Но когда Морган Фримен начинает вещать низким пафосным голосом, эффект присутствия моментально испаряется. Это же касается и озвучки Фокс - не Джоли это, хоть тресни. Также никак не роднится с персонажем Барри голос Ивана Урганта, хотя его работа запоминается, пожалуй, больше всех.

В общем и целом кино явно удалось. Клиповая манера съемки Бекмамбетова в паре с действительно забавным сюжетным бредом приносят свои плоды. Смотреть весело и приятно. Никакой злой дядька продюсер испоганить фирменный рецепт не смог, как он ни старался. Диагноз: смотреть и обязательно на большом экране.