08.03.2010

Подмена (Changeling)

США, 2008
Режиссер: Клинт Иствуд
В ролях: Анджелина Джоли, Гаттлин Гриффит, Джон Малкович, Колм Фиори, Джеффри Донован, Джейсон Батлер Харнер, Девон Конти
Жанр: драматический триллер
Продолжительность: 141 мин.

Кристин Коллинс (Анджелина Джоли) – мать-одиночка. Ее мужчина – был он на тот момент ее мужем или нет, не уточняется – оставил ее в родильной палате с маленьким Уолтером (Гаттлин Гриффит) на руках. Новоиспеченная мать свыклась с этим и, похоже, очень даже неплохо себя чувствует в сложившейся ситуации. На настоящий момент она занята диспетчером в центре связи. Начальник тайком признался ей, что был против назначения ее на эту, изначально мужскую, должность, но, по его же изменившемуся мнению, она отлично справляется со своей работой, поэтому он собирается отправить на рассмотрение комиссии рекомендательное письмо. А это значит, что Кристин ждет повышение. Уолтеру на сей момент девять лет, и вопрос, куда его девать во время своего отсутствия, мать решает никак – просто оставляет его дома одного. Он послушный и смышленый молодой человек, всегда возвращается засветло, где попало не гуляет, с незнакомыми не заговаривает и все это делает в течение достаточно долгого времени, чтобы его можно было оставлять без присмотра старших, будучи в полной уверенности, что по возвращении с работы он окажется на месте. А однажды его на месте не оказалось.
Подмена (Changeling)

Дело безутешной матери ведет капитан Дж. Дж. Джонс (Джеффри Донован), специалист по детским делам. Вроде бы да, действительно специалист – через пару месяцев он нашел мальчика и вернул его Кристин. Об этом деле пронюхала пресса, было много шума, и, само собой, огромное количество дядек и теток скопилось с фотокамерами на вокзале, чтобы запечатлеть счастливый момент воссоединения маленькой семьи. Но мальчик, вышедший из вагона поезда, оказался не Уолтером. Во всяком случае, мать в этом уверена. Зато все прочие в этом не уверены. Точнее, уверены в обратном. Уверен капитан Джонс, уверен шеф полиции Дэвис (Колм Фиори), уверены репортеры, которые слушают не того, кого должны, а того, кто орет громче, а капитан с начальником и еще пол-участка в придачу орут явно громче бедной матери. И, что самое страшное, в этом уверен и новоявленный «сынуля», который на три дюйма ниже Уолтера, в отличие от последнего обрезан и не помнит ни своего классного руководителя, ни своей парты, за которой сидел целый год, хотя по всем законам науки психологии должен интуитивно находить эту парту даже в том случае, если ему наглухо отшиб память прилетевший на голову с девятого этажа горшок с незабудкой. Не помнит, сопляк говнючий, но все равно упрямо твердит: «Она – моя мама!»

Что тут можно сказать – мне бы в мои двадцать с хвостиком такой запал, как у Иствуда в его семьдесят с хвостом! Тут сложно сказать, что поражает больше – сам фильм или тот факт, что его снял старый дед, с которого песок сыпется. С полной уверенностью заявляю: Клинт Иствуд не старый дед, песок с него не сыпется, он может заплевать насмерть большинство молодых, порывистых режиссеров, а «Подмена» – великолепный триллер. Казалось бы, ничего особенного. Почти все дальнейшее развитие событий можно просчитать уже на десятой минуте фильма, огромная прорва различный деталей в этих событиях притянута за уши, большинство актеров не демонстрируют ничего особенного, а некоторых даже начинаешь жалеть, точнее, начинаешь жалеть, что их в детстве мама не утопила. И даже по уровню постановки «Подмена» – это обычный для Иствуда крепкий фильм, не демонстрирующий ничего сверхнового. Но, вот ведь черт, не отпускает!

Из актеров выделить почти никого не получается. Почти все главные герои отыграны старательно, но без искры. И даже главная приманка фильма, Анджелина Джоли играет очень стерильно. Впрочем, она давно играет стерильно, примерно со времен «Прерванной жизни». По крайней мере, борозды не портит, и ладно. Значительно лучше играет Джон Малкович, но он это делает, потому что он – Джон Малкович. Он даже сотню Джонов Малковичей может сыграть по-разному. И это притом, что его персонаж, пастор Бриглеб, один из немногих людей, поверивших словам Кристин, довольно просто выписан в сценарии и, чтобы его сыграть, не надо демонстрировать каких-то заоблачных способностей. А на закуску припасли маньяка Гордона Норткотта в исполнении Джейсона Батлера Харнера. В шикарном исполнении. Он переиграл всех. Минуту назад он мило улыбался и говорил: «Я хороший, не бейте меня, пожалуйста», а сейчас вон, уже брызжет слюной и орет: «Мать вашу, я вас всех ножом запыряю, ироды-сучата!» Настоящий псих – просто блеск!

Теперь по поводу тематики «Подмены». Обычно надпись «Основано на реальных событиях» во вступительных титрах означает, что смотреть мы будем отработанный шлак, а иногда даже отработанный несколько раз – так сказать, шлак-вторяк. Как правило, реальные события, на которых ставят фильмы, представляют собой случаи проявления вопиющей несправедливости к лицу или группе лиц, которых обидели, кинули, оставили, забыли или, не дай бог, начали есть да не закончили. И, соответственно, это лицо (группа лиц) в интерпретации подавляющего большинства американских постановщиков – это белое, пушистое и прилизанное существо (группа существ), которое никому не хотело зла, а просто хотело быть счастливым, хотело, чтобы его помнили, или честно выполняло свой долг в надежде, что о нем вовремя вспомнят и вытащат из глубокой задницы, в которой оно в одиночку пыталось навести порядок. А вопиющую несправедливость в таких фильмах проявляет общественность, которая вся наперечет тупая и необразованная. И уж конечно она не позволяет существу (группе существ) быть счастливым, быстро его забывает и совершенно точно оставляет его в глубокой заднице доживать свой век или помирать, в зависимости от местных метеоусловий и количества свинца в атмосфере. А в тот момент, когда домохозяйки уже заготовили носовой платок или галстук соседа, чтобы в него выплакаться и высморкаться, постановщик вываливает на стол всю шваль козырную, а экранной общественности становится известно о подлинном героизме ранее несправедливо оплеванного индивидуума (группы индивидуумов), которому уже все равно – на тот момент он уже спит мертвым сном на десятиметровой глубине и во сне улыбается вечной улыбкой до ушей, улыбкой белого, пушистого и прилизанного существа (группы существ). А ведь мог бы не улыбаться или улыбаться не так широко, если бы вверх смотрел – горшки с незабудками не только память отшибают. Это же касается и постановщиков. Из-за них ни галстуков, ни платков на домохозяек не напасешься.

Клинт Иствуд, в отличие от этих пришибленных товарищей, знает, как привлечь к экрану кого-то еще, кроме сердобольных домохозяек. В то, что Кристин – не болванчик с метровой улыбкой, а мать, любящая своего сына, испытывающая сильную душевную боль и из кожи вон лезущая в попытках найти его, а заодно и тщательно скрываемую правду, веришь, несмотря на сценарные натяжки и среднюю игру Джоли. И это держит у экрана мертвой хваткой.

Диагноз: смотреть обязательно. Преклонный возраст, до которого большинство режиссеров не доживают, а дожившие – впадают в самосозерцание, вываливая на экраны только жуткие полупродукты собственного старческого маразма, в Иствуде нисколько не чувствуется. Он снял очень крепкий фильм, который обязательно пощекочет вам нервы во время сеанса. Просто молодец, почти восторг!

{igallery 19}