28.10.2009

Рок-волна (The Boat That Rocked)

Великобритания-Германия-США-Франция, 2009

Режиссер: Ричард Кертис

В ролях: Филип Сеймур Хоффман, Билл Найи, Ник Фрост, Рис Айфанс, Том Старридж, Кеннет Брана, Кэтрин Паркинсон, Том Брук, Крис О’Дауд, Том Уиздом, Джек Дэвенпорт, Талула Райли, Эмма Томпсон

Жанр: комедия

Продолжительность: 135 мин.


1966 год. Набирающий обороты рок-н-ролл не пользуется должным вниманием у радиостанций. Тем не менее, его слушает вся Британия. Слушает благодаря нескольким людям, которые денно и нощно крутят хиты Дасти Спрингфилд, «Who» и «Rolling Stones». И мало того, что крутят, так еще и в перерывах между композициями, презирая всякие законы пуританизма и цензуры, надрываются или томно шепчут в микрофон о свободном слове, свободном поведении и свободных половых связях. Это Граф (Филипп Сеймур Хоффман), ди-джей номер один, цементирующий весь остальной ди-джейский состав. Это «Доктор» Дэйв (Ник Фрост), хорошо упитанный и изрядно обаятельный. Это начальник радиостанции Квентин (Билл Найи), который не выходит в эфир лично, но все-таки тоже является звездой, потому что ди-джеи не всегда выключают микрофон в его присутствии.
Logo
И это все остальные ди-джеи и не ди-джеи, которые делают все, чтобы старушка Британия слушала настоящую музыку, живую музыку, музыку, добирающуюся до самого сердца, а не всякое барахло, изрядно всем уже приевшееся. И делают они это с пиратского радиопередатчика, установленного на борту корабля, который круглосуточно и круглогодично стоит в море, бросив якорь. Этот маленький уголок всеобщей анархии стал костью в горле у Британского правительства, представители которого, как известно, больше всего на свете любят сидеть в четырех стенах такого-то кабинета и делать вид, что они лучше всех знают, как должна жить доблестная нация, что этой нации слушать и как ей себя вести. На деле же, они и праздники-то по-человечески отмечать не умеют, предпочитая сидеть в семейном кругу с непочатой бутылкой шампанского и скромно беседовать меж собой о столетних традициях, об общественных устоях и ценностях и прочих глупостях, в то время, как на том же корабле – шум, веселье и гульба полным ходом.


И вот такие придурки, сидящие в кабинете, решают, что «Радио Рок» - а именно так называется злосчастная радиостанция – нарушает устои и традиции, и ее надо бы прикрыть. Но как? Да, станция пиратская. Да, ди-джеи матерятся в эфире. Да, они ненавидят все то, что любит правительство, и обожают то, что правительству не нравится. Но они за все время своего существования не нарушили ни одного чертова закона. Ни одного! Материться, как считает правительство – плохо, но официально не запрещено. Трахать все, что движется и при этом согласно трахаться – тоже за пределами норм, но тоже ни хрена не возбраняется. Поэтому правительство в лице Сэра Алистера Дорманди и специально присланного к нему на помощь специалиста по законным и противозаконным делам Доминика Туатта (в русском дубляже – Биздьюк) чешет себе задницу, надеясь, что это поможет возникновению в голове идеи, как избавиться от «Радио Рок». И, что характерно, помогает – несколько лазеек в законах они находят. Правда, и обитатели корабля тоже умеют думать, причем, даже не почесывая задницу. И каждая попытка политиканов испортить жизнь веселым ди-джеям терпит крах и только способствует популярности радиостанции. Однако правительство сдаваться не намерено.


В тот самый момент, когда до сведения Дорманди доводится факт существования «Радио Рок» и перед ним ставится задача избавиться от навязчивой радиоволны, на корабль прибывает новичок. Карла (Том Старридж) сослала сюда мать, которая считает, что ее сынуля отбился от рук, а на лодке получит хорошее перевоспитание. Однако Квентин, который как раз должен будет исполнять функции воспитателя, считает, что мама Шарлотта (Эмма Томпсон) явно преследует несколько другие цели, потому что ей хорошо известно, что за люди обитают на корабле, какая здесь царит атмосфера и что здесь Карл получит вместо перевоспитания. А мама твоя не дура и, между делом, ох, какая горячая штучка – говорит Квентин Карлу и предлагает тому сначала травки, потом пивка, а потом и познакомиться со своей племянницей Мэриэн (Талула Райли), которая тоже еще какая горячая, только для Карла, а не для Квентина. Ну, так считает сам Квентин и, видимо, не ошибается. Вот только чтобы обаять Мэриэн и лишиться девственности, Карлу придется постараться. И очень неплохо постараться.


Вы смотрели «Реальную любовь» того же Ричарда Кертиса? Вам понравилось? Если понравилось, то «Рок-волну» вам можно рекомендовать железобетонно. Так же, как и в первом фильме, режиссер пытается добиться одной цели – создать настроение. И это у него получается. Впрочем, хрен его знает, чего там режиссер пытается, но, по факту, настроение во время просмотра и после оного зашкаливает. Есть много случаев, когда режиссеры тужатся, пытаясь запихать в свои опусы побольше всего, чтобы зритель все это кушал, давился при необходимости, но не скучал. Подобные потуги рождают вторую «Матрицу» или, скажем, «Ночной дозор», которые, хоть и заставляют уважать своих создателей за очевидные старания, но при этом рассыпаются на части из-за того, что множество удачных находок не смогли ладно скроить между собой, отчего после просмотра можно совершенно точно сказать: «Это я точно пересматривать не буду!».


А Кертис написал незатейливый сценарий, пригласил десяток хороших актеров и снял по первому и со вторыми комедию. Все очень просто. История про свободолюбивых людей и зажравшихся чиновников, ставящих им палки в колеса, имеет место быть. История о том, как обитатели корабля ссорятся, мирятся, подкалывают друг друга, сопереживают и завидуют. О таракашках в голове Карла, пытающегося понять, зачем он на самом деле здесь. О таракашках Графа, который привык быть ди-джеем номер один, но с прибытием на корабль ди-джея-суперзвезды Гевина Кевенэ (Рис Айфанс) вступил с ним в соперничество. О таракашках кухарки Фелисити (Кэтрин Паркинсон), которой не грозит отправить этот корабль на дно, потому что она, хоть и женщина, но при этом – лесбиянка, и которой не намного проще найти себе пару, так как среди женщин, каждую неделю приезжающих на корабль порадовать ди-джеев, лесбиянки не проклевываются.


Актеры здесь тоже явно не для мебели. Центральные персонажи зажигают больше всех. Кроме Тома Старриджа. Вот он как раз в роли Карла сгодится на трельяж, не больше. Погоду делают все остальные актеры, играющие ди-джеев, Билл Найи в роли капитана и Кеннет Брана с Джеком Дэвентпортом, отдувающиеся за все правительство. Вот они все – просто блеск. Ну, еще можно Талулу Райли немного отметить. Она здорово вылезает за счет обаяния, хотя как актриса довольно слаба.


Что касается комедийных ситуаций, то того, что наворотил Кертис в фильме, было бы достаточно для того, чтобы рекомендовать его к просмотру даже в том случае, если бы по части сценария и актерской игры получилась бы откровенная лажа. Впрочем, как знать. В любом случае, здоровый смех во время просмотра покидать вас не будет, уж поверьте. Контраст между картинами празднования Рождества у ди-джеев и у политиканов, эпизод с ролевой игрой «Я никогда не делал этого» у тех же ди-джеев; открытое противостояние Графа и Гевина, вошедшее в историю под названием «Цыплячья душа»; эпизод с первым матерком в прямом эфире (к слову, просто уничтоженный в дубляже, который, в целом, порадовал) – да есть ли смысл делить фильм на куски. Он весь смешной.


Ставим диагноз: пациента и лечить-то не надо. Он здоров, крепок, весел, свеж и своей харизмой может сразить любого. Смотреть и получать настроение. По-другому у вас вряд ли получится.


Да, пока не забыл. Две вещи. Первая: отечественный дубляж, как я уже говорил, очень неплох, но с оригинальной англоязычной звуковой дорожкой не идет ни в какое сравнение. Если у вас есть возможность посмотреть фильм в оригинале, не лишайте себя ее. Актеры, как тоже упоминалось, не зря получили свои гонорары – они их отработали на двести пятнадцать процентов – гораздо больше, чем отечественные актеры студии дубляжа.


И вторая: по сухой статистике, в маленькой Великобритании ежегодное количество трахов значительно превышает искомый показатель в нашей необъятной родине. Кто там еще считает, что англичане у нас пуритане?