07.03.2009

Рыбка Понё на утесе (Gake no Ue no Ponyo)

Япония, 2008

Режиссер: Хаяо Миядзаки

В ролях: Юриа Нара, Хироки Дои, Дзодзи Токоро, Томоко Ямагучи, Юки Амами

Жанр: анимэ-сказка

Продолжительность: 100 мин.

 

На утесе над морем жил мальчик Сосукэ (Хироки Дои) с мамой Риса (Томоко Ямагучи). Это было очень красивое место: бухта, где всегда плавал хотя бы один корабль или даже какая-нибудь мелкая яхточка; берег, почти целиком спрятанный под лесным покровом; а над всем этим возвышался утес, где и жила маленькая семья. Сверху вниз, к самому морю, спускаться недолго, и Сосукэ часто спускался – погонять игрушечный кораблик. Мама Риса ждала своего моряка, и всегда оставалась наверху вглядываться в горизонт. А в море жила рыбка (Юриа Нара), которой ее сумасшедший отец Фудзимото (Дзодзи Токоро) дал ужасное для маленькой рыбки имя Брунгильда. Рыбка очень любила подниматься на поверхность и, спрятавшись под пузырем, наблюдать за всем, что по ту сторону моря.

Logo

 

В этот раз Сосукэ, как обычно, спустился к морю с корабликом, а рыбка всплыла верхом на медузе посмотреть на небо и лесистый берег. Но сейчас она забыла об осторожности, и ее подхватил рыбацкий корабль. Застрявшей в банке малютке едва удалось выбраться из сети, и вот так, лицом в стекло, хвостом наружу, ее выбросило на берег, где она и встретилась с Сосукэ, который сразу привязался к рыбке, назвав ее Понё. Понё тоже понравился Сосукэ, она решила остаться с ним, и все было бы хорошо, но переезд никогда не проходит спокойно. Сначала рыбка слизнула капельку крови с пальца Сосукэ, когда он поранился, пытаясь вытащить бедняжку из банки. Эта капелька человеческой крови дала рыбке невиданную силу и способность превращаться в маленькую девочку, и тем самым нарушила равновесие этого мира, что могло привести к чему угодно, но никак не к хорошему. Кроме того, Фудзимото не очень одобряет идею дочки остаться на берегу, а возможные последствия, касающиеся появления человеческой крови в жилах Понё и нарушения равновесия мира, его вообще не устраивают, поэтому он попытается вернуть ребенка домой. А если у него ничего не получится, то он позовет на помощь МАМУ (Юки Амами). Понё будет сопротивляться, Сосукэ будет сопротивляться, тысячи младших сестер Понё будут сопротивляться, Фудзимото будет гнуть свое, Риса будет ждать своего моряка и с дикой скоростью будет гнать на машине на работу, домой и от надвигающейся бури, бабушки в престарелом доме будут ахать от грома, молний и ураганного ветра, и от этого всего мир содрогнется. Пусть пока и в пределах одной очень красивой бухты с утесом.

 

Чудесный мультик. Очень красивый, честный, наивный и берущий за самое живое. Именно такой, какого и следовало ожидать от Хаяо Миядзаки. Все персонажи непосредственны, как дети, и никогда не скрывают своих чувств. Порой диву даешься от нелогичности их поступков. Но плохим это «Понё» не делает, наоборот – полная непредсказуемость ситуаций и поступков героев только усиливает зрительский интерес.

 

Нарисовано это просто блестяще. И, между делом, вручную. Студия Ghibli, в которой и работает Миядзаки, год от года шлифует картинку, добавляет деталь за деталью, при этом не особо жалуя компьютерную анимацию, а результат потом пробуждает чувство глубокого уважения. Но только после того, как проходит культурный шок. И в этом не только заслуга аниматоров. Дизайнеры тоже не зря получают денежку. Одна только подводная обитель Фудзимото чего стоит. А ведь есть еще волны с человеческими лицами, Понё и тысячи ее сестер с хвостами-юбками, большущая МАМА с вьющимися волосами и ночной вид на бухту с утеса. Не знаю, откуда работники студии черпают вдохновение, но одно сказать могу точно: источник у них бездонный. Ну, и, наверное, следовало бы добавить, что уши Миядзаки торчат буквально из каждого кадра. Мордашка Понё зачастую очень напоминает лесного духа Тоторо, визитную карточку Ghibli. Приморские края уже были видены в «Порко Россо» и «Службе доставки Кики». И, самое главное, тема природного равновесия – прямо и непосредственно ее мусолят «Наусика из Долины Ветров» и «Принцесса Мононокэ», а вообще она сквозит буквально в каждом мультике Ghibli. В «Рыбке Понё на утесе» это не выглядит повторением пройденного, а, напротив, приносит радость узнавания.

 

И еще: здесь восхитительная музыка. Впрочем, иначе и быть не могло. Традиционно с Ghibli поработал Джо Хисаиси. И поработал отменно: настолько же проникновенные композиции можно было услышать разве что в «Куклах» Китано.

 

Диагноз? Да смотреть, конечно. Обязательно смотреть. И показывать своим детям. Если ваше чадо не избаловано, извините, говном вроде «Лунтика» или «Твинисов», его этот мультфильм способен зацепить посильнее, чем иного взрослого человека, и через десять минут просмотра начинаешь понимать, почему. Миядзаки и сам сознавался в одном из немногих интервью, что рисует свои шедевры в первую очередь для детей. Уважаемые, не проходите мимо, не обкрадывайте себя. Когда вы увидите «Рыбку Понё на утесе», вы все поймете.