03.04.2010

Сумасшедшая помощь

Россия, 2009
Режиссер: Борис Хлебников
В ролях: Евгений Сытый, Сергей Дрейден, Анна Михалкова, Игорь Черневич
Жанр: трагикомедия
Продолжительность: 119 мин.

Евгений (Евгений Сытый), похрапывая, спит в свинарнике. Вдруг шум. Тетка командует подъем, всучивает в руки мобильник, сумку, кошелек с деньгами и отправляет мужичка на заработки. Хватит уже прохлаждаться, нежась в родных белорусских нечистотах, пора бы и в Москву. А чтобы не заблудиться, вот указание – сходим на конечной станции. Только феерический олух может после таких прямых и односложных инструкций все запороть. Евгений, конечно, не феерический олух, он олух фантастический. Это значит, что у него в голове находится белковая масса без извилин, тогда как в первом случае под черепной коробкой даже этого не должно наблюдаться. Поэтому с указанием ехать до полной остановки он еще как-нибудь справится. А вот если машинист остановит поезд не по расписанию, висящему на стенке, мужик будет долго и безуспешно скрипеть своей массой и думать, что делать дальше. Скрип и раздумья закончатся крепким здоровым сном на лавочке. Без телефона, сумки и кошелька, потому что их соседская шпана отмутит, но зато в собственной обуви. А поутру и ее не будет. Позже перед Евгением материализуется пенсионер с инженерным образованием и жутким старческим маразмом (Сергей Дрейден), приютит почти состоявшегося бомжа у себя и дальше будет скрипеть и думать за него.

Logo

А скрипеть и думать есть над чем. От мраморных статуй древности история оставила только их головы и гениталии. Так говорили по телевизору. А на одной из городских площадей как раз целая куча таких голов на постаментах. Ежу понятно, видные люди, но почему-то без гениталий. И это плохо, и это надо исправить. Так считает инженер и берет с собой Евгения – исправлять.

Кроме того утки, живущие в домике на пруду неподалеку, уже давно пытаются передать инженеру какое-то послание и пытаются очень давно. Но домик стоит посреди пруда, и оттуда ни слова не слышно. Надо бы где-нибудь найти лодку, а одному инженеру не справиться, и хорошо бы было кому-нибудь ему помочь. Так считает инженер и берет с собой Евгения – помогать.

Час от часу не легче. В их дворике орудует жуткое чудовище – участковый Годеев (Игорь Черневич). Эта сволочь в погонах настолько отравляет всем жизнь, что, устав от большого количества создаваемых им неприятностей, на него давно положили с прибором абсолютно все. Его жена на вопрос мужа, когда это она успела подстричься под мальчика, отвечает щелчком выключателя в его комнате. А он тут как бы просто журнальчик почитывал. Коллеги на его подсказки, какое слово в кроссворде написать вот здесь, реагируют никак. Сидят, сложив ноги на стол и уткнувшись глазами в пустые клетки, и напряженно работают мыслёй. А когда Годеев чуть ли не на коленях стоит перед начальством, рассматривающим его прошение о продлении трудового договора, один из заседающих почему-то бросает: «А где же сам Годеев? Видите, нет его – ему его судьба не интересна». А вот инженер на Годеева пока не положил, инженера не устраивает полупрозрачность главного врага всего района, врага надо устранить даже не до полной прозрачности, а до полного и непрозрачного отсутствия. Так считает инженер и берет с собой Евгения – устранять.

А еще у инженера есть дочка (Анна Михалкова). Она часто, даже слишком часто, приходит к папе приготовить поесть, постирать, убраться в доме, помочь папе высморкаться и отчитать его за просто так. Она, конечно, изрядно мешает осуществлению планов, а с момента появления в квартире Евгения всячески увещевает папу попросить своего нового сожителя потихонечку собраться и уехать, но она же дочь, ей всего тридцать с гаком – что она может понимать. Пусть поругается. Поругается – успокоится. Так считает инженер.

Иногда и в нашем российском кино, по своей сути большом фаршевом клубке, которому еще распутываться и распутываться, проклевываются самородки. Последний раз я так смеялся над «Большим Лебовски». Что там Борис Хлебников и его съемочная группа сотворили с персонажами и сценарием – надо видеть. Первые кадры с Евгением, спящим в свинарнике, и с ним же, поглощающим ягоды с дерева, растущего на газоне, вызывают хохот и колики. Потом появляются инженер-пенсионер, участковый Годеев, гастарбайтер, запертый в подвальном помещении обычного жилого дома, напарники Годеева, порнушный журнал, портрет из порнушного журнала, старательно скопированный одним из напарников; статуи в телевизоре, статуи на площади, гениталии из теста, куртки, покрытые известью, лодка-коробка, утки в домике, утки не в домике, домик на воде, домик в воде, а венчает весь этот винегрет дочка. Ее разговор с Евгением, во время которого она вдалбливает тому, что и в какой последовательности давать папе от крокодилов перед глазами, – это смех сквозь слезы, недожеванный тапок.

Актеры в целом выступили без звезд с неба, но вполне прилично. Сложнее всех было Сергею Дрейдену, но он очень неплохо справился с ролью престарелого обывателя со съехавшим чердаком и зашкаливающей для его возраста активностью. Ну, и Анна Михалкова порадовала. Вышеупомянутый эпизод с лекарствами от крокодилов – это в значительной мере ее личная заслуга. И, конечно, это стопроцентная реабилитация после кошмарных потуг на разукрашенную партизанку из «Обитаемого острова». От остальных, в общем-то, ничего особенного не требовалась, только что не испортить все. Они и не испортили. Просто отыграли в тон всему фильму – с легкой дуринкой на лице и в голосе.

А вот теперь самое неприятное. Ближе к концу жанр фильма внезапно уползает в драму и уползает самым нелепым образом. Первый тревожный звоночек дзынькает уже в эпизоде подстригания соседки инженера. Эпизод этот ни хрена не смешной, он заставляет содрогнуться, когда ты, казалось бы, уже тепленький и заливаешься от смеха, наблюдая за выходками сладкой парочки, и выглядит, как реклама мой-средства для сковородок посреди показа финального матча чемпионата мира по футболу в прямом эфире. А за пятнадцать минут до конца на экране происходит нечто уж совсем через край. Из «Сумасшедшей помощи» получался классный «Лебовски», а съемочная группа вдруг решила, что это новый «Король-рыбак». В последнем комедийные элементы крайне удачно сочетались с общей серьезностью фильма. Здесь они не сочетаются никак, и это сильно портит общее впечатление.

В любом случае, фильм получился отличный. Один большой минус полностью заслоняется кучей большущих плюсов. Смеяться – это совершенно точно полезно, а здесь этого аж на полтора часа почти без остановки. Поэтому смотреть, конечно.

{igallery 15}