22.07.2009

Терминатор: Да придет спаситель (Terminator: Salvation)

США-Германия-Великобритания-Италия, 2009

Режиссер: МакДжи

В ролях: Кристиан Бэйл, Сэм Уортингтон, Антон Ельчин, Брайс Даллас Ховард, Майкл Айронсайд

Жанр: фантастический боевик

Продолжительность: 115 мин.

Полагаю, каждый, кто это читает, смотрел первых двух «Терминаторов». Не думаю, что ошибусь, если добавлю, что почти всем из вас известно, что сама идея о роботе из будущего и ее воплощение – заслуга Джеймса Кэмерона. То, что он очень сильный режиссер, снявший кроме вышеупомянутых шедевров еще «Чужих», «Бездну» и непотопляемый «Титаник», также известно любому, кто хоть немножечко сам интересуется кино, а не тупо следует стадному эффекту при выходе очередной новинки. И, дай бог, половина знает, что Кэмерон, прекрасно передавший атмосферу ужаса при виде приближающегося терминатора, показавший жуткую картину войны после ядерного пожара и выносивший еще много всего того, за что мы так любим «Терминатора», в конце второго фильма поставил жирную точку, закончив его эпизодом с будущим без войны. Джон Коннор играет со своей дочкой на детской площадке, Сара Коннор, уже бабушка, спокойно наблюдает со стороны, а война и не думает начинаться. Мол, хватит, двумя фильмами я сказал более чем достаточно, не буду все это портить продолжениями. Однако продюсеры решили по-другому. Радужное будущее наступило только в режиссерской версии, а большинство зрителей увидели в конце второго «Терминатора» дорогу, уходящую вдаль и услышали слова Сары Коннор о том, что дай бог, все будет хорошо.

Logo

А хорошо не стало. Третий «Терминатор» закончился ядерной атакой. Теперь Джону Коннору (Кристиан Бэйл) предстоит вести оставшийся живой люд по долгой дороге к выживанию и победе. На дворе 2018 год. Вроде бы все складывается неплохо, особенно, если учесть ситуацию. Джон сотоварищи успешно проводят наглые вылазки и разносят в потроха опорные точки «Скайнета», противник в лице армии терминаторов, возглавляемый суперкомпьютером, не может поймать хитрого повстанца. Проблему тут, как водится, представляют люди. Джон, может быть, и лидер сопротивления, но ни фига не главнокомандующий кое-как опомнившейся после ядерного пожара и собравшейся регулярной армии. Несмотря на невообразимые успехи Джона в деле уничтожения противника начальство в лице генерала Эшдауна (Майкл Айронсайд) ему не верит, считает его пророческие тирады шарлатанством и предпочитает действовать своими методами. То есть, тупо и не творчески. Когда Джон успешно испытал новое оружие на самолете-охотнике, начисто спалив тому всю проводку, Эшдаун решает воспользоваться изобретением и шарахнуть им по одной из главных баз «Скайнета». В принципе, это сделать можно, но на этой базе, кроме всего прочего, находится фабрика, на которой машины держат множество пленных для хозяйственных нужд. Удар по базе не только уничтожит всю технику, включая терминаторов, но и убьет всех людей. Эшдауну на это наплевать, он готов к таким жертвам, а Джон – нет. Он подозревает, что на этой фабрике могут держать Кайла Риза (Антон Ельчин), которому написано перенестись в прошлое, встретить там Сару Коннор, спасти ее от терминатора и стать отцом Джона. А если умрет Кайл, то не родится Джон, а Джону не рождаться не очень хочется.

А в это время Кайл ведет партизанскую деятельность в Лос-Анджелесе. Радиосвязи у него давно нет, поэтому слушать патриотические призывы Джона к сопротивлению и уничтожению противника и его увещевания о неизбежности победы людей Кайл не может. И юный партизан просто загоняет в ловушки тупоголовых Т-600, которые хорошо стреляют, зато думают никак. А потом к нему присоединяется некто Маркус Райт (Сэм Уортингтон), который прекрасно помнит, что в 2003 году он был казнен, перед казнью подписал контракт о пересадке своих органов, но не помнит, что было дальше и теперь не может понять, как так получилось, что он жив, все остальные мертвы и почему сейчас 2018 год. Полагая, что ответы на все его вопросы может дать Джон Коннор, он чинит радио, слушает очередное выступление Джона, прихватывает под мышку Кайла и шагает в сторону секретной базы Джона.

От «Терминатора», которого снял не Джеймс Кэмерон и спецэффекты к которому делал не Стэн Уинстон (для тех, кто не знает, поясняю – Уинстон придумал, как должны выглядеть терминаторы Т-800, Т-1000, TX, Чужой, Хищник, Нечто, Железный человек и еще несколько персонажей калибром и значимостью поменьше, и воплотил их в жизнь), многого ждать не приходилось. Только Кэмерон мог создать атмосферу безысходности, когда на тебя шагает терминатор, с которым нельзя договориться, когда тебе никто не поможет и не поверит, потому что нормальный человек никогда не поверит в шагающего терминатора, пока тот не попытается его убить. И только Уинстон мог придумать и нарисовать эту сволочь с горящими глазами и каменным лицом так, чтобы зритель действительно подумал: «Твою мать, он настоящий».

Создателям в этом случае выбирать особо не из чего. Они могут постараться придумать что-то свое, но это сложно и в большинстве случаев такие начинания оборачиваются кошмаром для зрителей и даже для самих создателей. Можно было просто взять то, что уже успели придумать до тебя, и также постараться – уже просто все это не испортить. А можно было взять простой, как палка, сюжет, слегка опираясь на первые фильмы, пригласить несколько известных актеров, режиссера МакДжи, который неплохо отметился в деле постановки драйвовых боевиков двумя тупенькими, но очень веселыми и прикольными «Ангелами Чарли», достать денег и все это смешать. И авторы пошли по третьему пути, то есть, на поводу у попкорново-пивной аудитории. Но, слава богу, блюдо у них получилось вполне удобоваримое.

Сюжет, действительно, туповат, но не настолько, чтобы из-за него вообще воздерживаться от просмотра. Бог с ним, с Майклом Айронсайдом, который играет самого что ни на есть вторичного вояку из высших чинов, верящего только в массированные бомбардировки и начисто презирающего все, что связано с военной стратегией. Коннору больше бегать не от кого, надо было придумать кого-нибудь, кто будет ставить ему палки в колеса – вот сценаристы наскоро и придумали. Это несколько напрягает, но в экран плеваться точно не будете. Кстати, Айронсайда жаль больше всех. Он хороший актер, которому здорово удаются плохиши, но этот плохиш был слишком шаблонным, чтобы его можно его более или менее нормально сыграть.

Также несколько расстроил Кристиан Бэйл. У него очень большой актерский потенциал, который хорошо виден в его ранних фильмах, но здесь он ничего не показал, кроме выражения задумчивости пополам со скорбью. Также не удивила Брайс Даллас Ховард, сыгравшая Кейт, жену Джона. Но здесь, как и в случае с Айронсайдом, больше прокол сценаристов. Играть ей было особо нечего. Вечно утыкаться носом в мониторы, изображая умственную деятельность, да время от времени смотреть на мужа и помогать ему задумываться и скорбеть, положив для лишнего веса руку на плечо.

А вот кто на самом деле порадовал, так это Сэм Уортингтон. У него персонаж – один из центральных, и развернуться ему было где. Он и развернулся. Также здорово выступил молодой Антон Ельчин в роли молодого же Кайла Риза. Шустрый такой парнишка, пока еще неопытный, но очень порывистый. Именно они не дают скучать в редкие минуты затишья.

Ну все, хватит. В конце концов, четвертого «Терминатора» снимали, чтобы просто срубить бабла. Бабло приносит публика, которой взамен хочется зрелища. И зрелище «Терминатор» устраивает нешуточное. Картина войны будущего, не имея возможности превзойти ту, которую за два фильма и десять минут экранного времени показал Кэмерон, в любом случае заставляет ахать и цокать языком. Все выглядит очень эффектно. Прежде всего, впечатляет манера съемки, которая здорово напоминает «Дитя человеческое». В фильме есть несколько продолжительных боевых эпизодов, снятых как бы одной камерой с неменяющегося ракурса. Как будто один оператор побегал с камерой по полю боя, оглядел убитых повстанцев, уничтоженных терминаторов, остановился ненадолго на огромном облаке, вырастающем после взрыва ядерного заряда, забрался следом за Джоном в вертолет, взлетел вместе с ним, зафиксировал камеру на улетающем самолете-охотнике, потом на ракете, летящей в вертолет, потом упал вместе с камерой и вертолетом, но каким-то чудом выжил, после чего выбрался из разбитой машины, также следом за Джоном, поймал в кадр выскочившего из ниоткуда терминатора и на этом решил остановиться. Вот такие эпизоды, коих в фильме хватает, неимоверно веселят и заставляют судорожно сглатывать. Кроме этого есть еще гонки по шоссе с участием мототерминаторов, оказывающихся необыкновенно проворными и опасными, несколько эпизодов с огромными роботами (привет «Трансформерам»), ходячие терминаторы Т-600, Т-800, Маркус Райт, который, как оказывается, очень крепкий дядька – да просто война. Не пытаясь повторить Кэмерона, МакДжи просто взорвал в кадре побольше да поэффектнее.

Вышли из кинотеатра – пора подводить итоги. «Терминатора» уже давно превратили из легендарной фантастической серии в аттракцион для массовой публики. Вошел, прокатился, вышел, прожевал впечатления и забыл. До пятой части. Фильм получился симпатичным, но второй раз смотреть его вряд ли захочется. Просто прикиньте в голове, пересмотрели бы вы сейчас третьего «Терминатора»? Вот и четвертый такой же: красивый, эффектный, нескучный, но из головы вылетает довольно быстро. А я вчера случайно поймал себя на мысли, что хочу включить первую часть. Включил, посмотрел, в очередной раз получил удовольствие. А заодно лишний раз отметил про себя, что новые «Терминаторы» старым в подметки не годятся. Но о том, что потратил время на четвертого, не пожалел. Чего и вам желаю.