11.08.2008

Явление (Happening, the)

США-Индия, 2008

Жанр: фантастический триллер

Режиссер: М. Найт Шьямалан

В ролях: Марк Уолберг, Зуи Дешанель, Джон Легуизамо, Эшлин Санчес, Бетти Бекли

Продолжительность: 91 мин.

 

Майк Найт Шьямалан – режиссер очень неровный, равно как и отзывы на его фильмы. Мне в плане просмотра везло – кроме невнятного «Неуязвимого», все остальные его творения неприятных воспоминаний не вызывали. Но даже «Неуязвимый» очень неплохо нагнетал жуть. Что-что, а нагнетать Шьямалан умеет. Именно поэтому каждое новое его творение пользуется заметным интересом у общественности. Вот теперь вышло и «Явление».

Logo

 

Нью-Йорк, Центральный Парк. Обычные для такого места толпы отдыхающих. Занимаются своими делами, а потом внезапно начинают сходить с ума: застывают, как вкопанные, бормочут какую-то чепуху и в итоге кончают жизнь самоубийством.

 

Стройплощадка в трех кварталах от Центрального Парка. Все спокойно. До тех пор, пока рабочие-высотники не начинают, как будто сговорившись, прыгать с огромной высоты, разбиваясь насмерть.

 

Средняя школа Филадельфии. Урок биологии. Учитель Эллиот Мур (Марк Уолберг) со школьниками строят предположения, почему в 24 штатах одновременно пропали пчелы. Если не считать этого странного природного явления, все опять же очень спокойно и буднично. А потом Эллиота вызывают в актовый зал, сообщают о происшествии в Центральном Парке и отменяют все занятия.

 

По новостям уже вовсю надрываются о том, что это очередная атака террористов с применением психотропных веществ, вот только пока не определили, на кого конкретно вешать ответственность. Пока лучшие умы Америки рассматривают кандидатуры китайцев, русских и лунатиков, остальные умы в лице военных начинают массовую эвакуацию населения. Эллиот садится на поезд с женой Альмой (Зуи Дешанель), коллегой Джулианом (Джон Легуизамо) и его дочкой Джесс (Эшлин Санчес).

 

Вообще, странно наблюдать, как из, в общем-то, талантливого режиссера-иностранца Голливуд делает деревянного болванчика, который от других таких же болванчиков отличается только авторским стилем, а оригинальность его сюжетных ходов приносится в жертву коммерческому расчету. Ведь если кино будет сложным и перегруженным, то на него просто не пойдут. Дебют того же Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» дал понять, что товарища одновременно пытаются съесть «Первый канал» и Голливуд. В фильме это не очень заметно, но заметно другое – то, что с большой вероятностью следующее кино от него будет представлять собой самый стандартный блокбастер, совершенно ничем не отличающийся от своих собратьев. То же самое, только в стане триллеров, наблюдается и здесь – кроме умения Шьямалана заставлять подскакивать, когда на экране кого-нибудь ударило током, «Явление» ничем от других триллеров не отличается. И если тот же Бекмамбетов просто ставил кино по заказу, то Шьямалан – сам себе сценарист, продюсер и режиссер. Он придумал, он организовал и он же поставил. И сделал это плохо.

 

Из актеров можно отметить, пожалуй, только Джона Легуизамо и Бетти Бекли, сыгравшую полусумасшедшую пенсионерку, у которой некоторое время отсиживались главные герои. Это со скидкой на то, что сами персонажи выписаны в тон всему фильму – такие же куклы, неестественные и невыразительные. Просто-напросто эти актеры внесли кое-что от себя, что заставляет хотя бы обратить на них внимание. Остальные просто начитывали текст. Еще можно отметить Зуи Дешанель. Отметить резко отрицательно. Видимо, она пыталась выделиться, как Легуизамо и Бекли, но в результате создается впечатление, что при этих попытках надорвалась. Да, персонаж у нее слегка ненормальный (как, кстати, почти у всех), но ненормальность и неестественность даже рядом не синонимы. И от такой неестественности наступает закономерное раздражение.

 

Поставлено, врать не буду, со знанием дела. Как я уже говорил, в напряжении Шьямалан держать умеет. Упомянутая в начале сцена на стройплощадке запоминается, пожалуй, больше всех. Стоят рабочие в кружке, беседуют, ничего не подозревают, а потом у них за спинами тело как шандарахнется в строительный мусор! Только скорую вызвали – еще один прыгун… Дальше рассказывать не буду. Благодаря таким эпизодам во время просмотра хотя бы не засыпаешь. Но даже это до тех пор, пока не выясняется, что эффектного финала не будет. Полтора часа ждешь, что режиссер вытащит руку из кармана и хлопнет хлопушкой. Он вытаскивает, а у него там рука в фигу свернута. А где захватывающий финал, как в «Шестом чувстве» или «Таинственном лесу»? А нет его – запал у старины Майки кончился.

После такого невразумительного финта ушами доверие к Шьямалану как к постановщику пропадает моментально. Становится понятна причина нелестных высказываний зрителей и критиков по поводу его последних «шедевров». Мастер припугнуть «оголливудился». Муза его улетела к другому и назад не хочет. Однако совсем списывать со счетов его я бы все равно не стал. Может быть, он, в конце концов, одумается и все-таки нас обрадует. Было бы славно.

 

P.S.: Отдельное спасибо за русский дубляж. Актеры фильма, как я уже говорил, и сами-то особо не блещут, а «дублеры» сводят на нет даже старания Легуизамо и Бекли. Такого паршивого перевода я не слышал уже давно. И дай бог, больше не услышу.