04.08.2008

Второй диск//Д.Воденников (2008)

Расхожее мнение о том, что современная поэзия настоящей поэзией не является, довольно спорно. Зачем давать ей резкие оценки, оглядываясь на Пушкина и Лермонтова? Она ведь совершенно другая.


Стихи в 21-ом веке претерпевают чудесные трансформации: поэты раздвигают границы жанров, скрещивают поэзию с другими видами искусства, создают причудливые маргинальные стихоформы. Стих превращается то в перформанс, то в оружие в поэтическом поединке, то в закадровый текст, сопровождающий какой-нибудь абсурдистский визуальный ряд.

Второй диск//Д.Воденников (2008)

 

А вот известный московский поэт Дмитрий Воденников выпускает диски. Его "Второй диск" (как и премьерный) представляет собой сборник стихов, положенных музыку.

Стихотворения из шести книг записаны автором совместно с успешными музыкантами и исполнителями такими, как Рада и Владимир Анчевские, Андрей Попов, группа «Елочные игрушки» и др. Получился крепко-ягодный музыкально-поэтический коктейль про стихи, любовь и самого Воденникова.

 

"Эти ягоды слаще, чем все поцелуи твои,

и твои, и твои, и твои.

Ну и хватит об этом,

Дай мне ягоду эту - в твоей и моей крови.

Слаще ягоды этой - поганой - на свете нету."

 

На мой вгляд, очень точно передал ощущения от текстов Воденникова один из критиков: "Читать (как и слушать - О.М.) стихи Воденникова стыдно, страшно и сладко. Стыдно - потому что Воденников предельно искренен. Страшно - потому что детский восторг, брат-близнец детского ужаса, бродит по страницам его книг, бросается на читателя. Сладко - потому что капризная и убийственно точная интонация завораживает и не отпускает. Не бойтесь, она не отпустит вас уже никогда".

"Стыдно, страшно и сладко" может быть и по другим причинам.

 

Во-первых, от того, что поэт Воденников - эгоист. Эго вынесено на заглавную страницу его книг, выделено красным цветом, обведено несколько раз и отчетливо слышится в его стихах. Нельзя сказать, что это непременно отталкивает, напротив - завораживает, у Воденникова это красиво.

 

"Я с детства сладок был настолько, что меня

от самого себя, как от вина, тошнило,

а это - просто бог кусал меня,

а это - просто жизнь со мной дружила".

 

Во-вторых от того, что стихи Воденникова наполнены эротизмом. Тематика текстов, их подача, аккомпанемент к ним акцентируют и усиливают этот эротизм. Нарциссическим бесстыдством, самолюбованием и самонаслаждением пронизан сборник. В нем чувственность, напряженность и вызов.

 

"А я вот все живу - как будто там внутри

не этот - как его - не будущий Альцгеймер,

не этой смерти пухнущий комочек,

не костный мозг

и не подкожный жир,

а так как будто там какой-то жар цветочный,

цветочный жар, подтаявший пломбир,

 

а так, как будто там какой-то ад пчелиный,

который не залить, не зализать...

>Алё, кто хочет знать, как жить, чтоб быть любимым?

Ну чё молчим? Никто не хочет знать?"

 

В-третьих - от ореола гламурности, которым окружен автор и который добавляет впечатлению от сборника особый оттенок. Воденникова называют "гламурным лириком" - эта номинация кажется парадоксальной. Он абсолютно современный персонаж: своя радиопрограмма о современной русской литературе, открытый ЖЖ, лично отвечает на письма, официальный сайт, регулярно обновляемый. Как-то даже принял участие в передаче "Большая стирка" (!). И в то же время Воденников - поэт. А поэт в России, как водится, - фигура крайне тонкоорганизованная, часто нелюдимая и категорически не-светская. Такая вот стыдная, страшная и сладкая эклектика.

Оксана МИШЕНИНА

 

Оксана Мишенина