06.11.2008

Кто виноват? Новосибирск или художники?

Или как стать звездой художественного андеграунда в Новосибирске

 

Как это уже много раз говорилось, Новосибирск — это не тот город, где возможно процветание авангардного искусства. Нет почвы. Люди не те. Нет публики. И тут хоть выпрись, хоть наизнанку вывернись, никакого настоящего признания не получишь. Более того, в других странах ситуация не намного лучше, прекрасные времена, когда визуальная среда жизни интеллектуального обывателя была блёклой, прошли, и теперь человека, у которого есть интернет, уже ничем не удивишь. Крайне практично настроенный город не нуждается в поэзии. Увы. Здесь с минимальным резонансом (в среде знакомых и друзей) пройдут и канут в прошлое гениальные проекты Монстрации. Шорохо может и издадут сборник стихов, который прочитают все те же несколько десятков человек, одни и те же лица которых мы видим на локальных микровыставках. Думаю, искусство обречено в этом городе и в это время вообще. В кинотеатрах показывают 3D кино, значительная часть населения Нска из НСО. А вы давно бывали в сёлах НСО? Там никто не читает про генеалогию партиципативного искусства, и пройдут миллионы лет, пока ХЖ появится на их столах. Грубость и невосприимчивость к чему-либо тонкому является основной чертой нашего города. Это проявляется и в радикальных художниках. Грубые методы, грубые примитивные подходы к происходящему. Тут я не хочу сказать, что примитивизм визуального стиля виновен — нет, примитивизм это как раз поэзия, это как музыка в стиле минимализма, но виновно создающее и воспринимающее сознание.

 

Кто виноват? Новосибирск или художники?

Возьмём, например, Ерёменко: работы хороши, но как бы они ни были интересны, они не станут популярны, и выхлоп работы художника окажется минимальным. И скорее всего — из-за грубых ошибок автора в создании легенды вокруг себя. Парень на 99% похож на обычного сельчанина (быдло, гопника), и мы подозреваем, что он таким и является. Работы его пропитаны какой-то коммунистической радикальностью (от чего уже становится не по себе) и фашистское приветствие добивает его имидж на корню. И о какой славе тут может идти речь, когда многим просто неприятно. И это не та полезная неприятность, которую ощущаешь, когда посмотришь «Догвиль» или какой-то плакат уличит тебя в совершённом грехе, а просто неприятие человека и его идей, и всё. Но не всё потеряно, надо просто принять несколько правильных решений — отрастить волосы, во-первых, или бороду, так он будет меньше похож на врагов богемы — гопов. А во-вторых, хотя бы притвориться умным человеком — интеллектуалом. Тогда все скажут: «ооо, какой художник, как талантливо он притворялся гопом», и полюбят. Но нет. Этого не суждено, радикалы обладают закостеневшим умом и жёсткость ума не даёт им свободы.

 

С другой стороны — Иван Дыркин, слишком мягок. Кажется, если взять его в руки, то он просочится сквозь них и уйдёт в землю как молоко. Об обочине современного искусства мы вообще уже давно ничего не слышали, и скорее всего это был неразродившийся миф. И, наконец, БПП, на которую все надежды. А под БПП, кажется, стоит один человек с дредами на голове — Лоскутов. Дреды ему очень к лицу. И поэтому он симпатичен в целом обществу, да к тому же знает некоторые умные имена, на которые принято ссылаться в приличном обществе. А ещё он то-то и то-то и молодец в общем, но тоже чего-то не хватает. Возможно, как раз временной ситуации в мире и Нске. Возможно, стоящего креатива (скульптур из экскрементов хотя-бы, если не из крови). Возможно, таланта к визуальным решениям. Или плохо то, что имидж его как-то слишком похож на народного героя Баскию (Basquiat), а римейки ценятся меньше, чем оригиналы.

 

В общем, точно можно сказать: всем им не хватает любви к публике (чтобы плевать со сцены, кстати, надо много любви, иначе нет смысла). Любовь к людям рождает взаимность — можно плевать, ругать, материть, но если только любя.

 

Не хватает легендарности — ну кто из них живёт в коробке и при этом пользуется спросом у девушек? Или кто-то пьёт беспробудно, а потом пишет сутками картины фекалиями?

 

Не по-настоящему. Возникает большое подозрение, что всё это не по-настоящему, а от нечего делать развлечение. Готов ли Лоскутов отрубить себе палец за БПП? Не струсит ли доказать причастность к искусству? Думаю, струсит, не докажет. В практичном городе и авангардные художники практичны, не хотят работать и много против чего против, но не рискнут тёплой квартирой с ванной и, возможно, помогающими родителями. А может, устроить соревнование на доказательство?

Не хватает одержимости (вспомним Кулика, Бренера и т.д.). И оригинальности мало. А оригинальности в наш век спецэффектов надо много.

Нет смысла. Потому что нет любви, и всё понарошку. А раз так, то и харизмы нет. Остаётся лёгкое обаяние.

 

Так получается, что возможно и не только город виноват и публика, но и художники не очень впечатляют. Будем ждать развития, и не забываем о самокритике!

{igallery 32}

 

 

Текст и фотографии с сайта Бабушка После Похорон - http://kissmybabushka.com/

Илья Калинин