28.10.2012

ORBITAL // Wonky (ACP, 2012)

Вновь слово грандам. Электронный дуэт братьев Пола и Фила Хартноллов существует вот уже 25 лет. И хотя музыка у «Orbital» не самая доступная, в 90-е их треки как естественный компонент, наряду с работами «Prodigy», Moby, «Chemical Brothers», «Massive Attack» и прочими коллегами, звучали во многих блокбастерах. Кто, например, забыл, как расплывался в улыбке при просмотре клипа на главную тему из «Святого»? В ту пору электронщики были потребовательнее к своим промо, нежели те, кто в тренде сегодня. Тоже самое и с собственно их музыкой. Они экспериментировали, но у каждого был свой запоминающийся стиль – и потому было весело и интересно. Коллектив из города с названием похожим на марку синтезатора или ещё какой актуальной приблуды для обработки звука, из Севенокса, играющий консистенцию из эмбиента и хауса, - именно такого мировоззрения. Хотя в 2004-м Пол и Фил свернули свой проект по причине того, что он себя исчерпал, в 2009-м взялись за старое, а спустя ещё 3 года выдали восьмой номерной альбом.

ORBITAL // Wonky (ACP, 2012)

Орбитоловцы окрестили свой comeback «Шатким». Но это, конечно, игра в скромность. Я бы подобрал к нему синоним «флексибильный». Во-первых, потому что нравится мне это слово. Во-вторых, оно же трактуется, как «гибкий». А с чувством ритма и звука у считающих себя старомодными музыкантами англичан всё более чем в порядке. Работа говорит сама за себя. Определённо это альбом в лучших традициях группы, и естественно он выполнен с мастерской огранкой: прекрасная IDM-электроника, мелодики и чувство вкуса, не изменяющие нашим героям. Есть здесь и дабстеп, куда теперь без него, но в умеренных дозах, без перебора. Да и кому не пользоваться тем, что имеет корни от всё тех же техно-экспериментаторов 80-90-х? Обидно, что внимания этой пластинке сегодня уделят преступно мало. Поскольку общая стагнация в музыке налицо. Конечно, она не революционна. Но с наполнением здесь полный ажур.

Первая половина альбома словно саундтрек для космического путешествия – от запуска до конечной его точки: здесь начальная стадия полёта «One Big Moment», беспощадно сжигающее приближающиеся объекты солнце в треке с соответствующим названием «Straight Sun» и логичное умиротворяющее продолжение «Never». Даже транс с рифмующимся заголовком «New France», где отметилась вокалистка Zola Jesus, вполне соответствует выбранному настроению.

А вот дорожка «Stringy Acid»- это уже колесо машины времени, отправляющее нас к раннему творчеству «Orbital». Она даже словно взята из того периода. Такой вот, знаете ли, реверанс. Следом брейк-битовый «Beelzedub» и неуправляемый техно-рэп «Wonky» с участием Lady Leshurr.  После этих композиций так и представляется техно-вечеринка в золотые годы танцевальной культуры. В качестве вопроса для размышлений выступает последний  трек, который можно перевести, как «Где это происходит?».

На втором диске альбома представлена почти часовая запись концерта в Австралии, которая также способна порадовать слушателей. Хотя на выступлениях, конечно, лучше, присутствовать непосредственно.  Но так тоже ничего. И главное, слышно, как музыканты звучат живьём сегодня. За качество не сомневайтесь! Композиций не много, длятся они по десятку минут, а то и более. Но исполнены и дорожка из экранизации комикса про «Спауна», записанная тогда с Кирком Хэмметом, и дорожка из фильма «В отрыв!» с выдернутым из оперы голосом академической певицы. Не ржавеющая классика, иными словами.