09.02.2009

OST «СТИЛЯГИ» (Союз, 2008)

Сам фильм режиссёра Валерия Тодоровского - занятная стилизация на тему стиляжничества в Советском Союзе, не очень правдоподобная, но интригующая. Одним словом, сказка. Красивая и страшная одновременно. Поскольку в истории не последнее место занимает любовь к музыке, вполне логично, что авторы решили рассказать её в виде мюзикла.

OST «СТИЛЯГИ» (Союз, 2008)

Интересной и, слава богу, не затёртой идеей было использование песен отечественных рок-групп 80-90 гг., таких, как Браво, Кино, Зоопарк, Бригада С, Чайф, Машина времени, Nautilus Pompilius, Моральный кодекс и Колибри. И хотя по времени их творчество не совпадает с периодом, который рассматривается в картине, они очень органично вписались в общую канву. Кроме того, произведения подверглись основательной переработке – как тексты (их адаптацией занималась Ольга Цепенюк), так и аранжировки (Константин Меладзе). К записи дорожек был привлечён большой состав музыкантов и вокалистов, а саксофонные партии исполнил легендарный Игорь Бутман. В результате всем давно знакомые песни приобрели иные оттенки и зазвучали по-новому, превратившись в джазовый карнавал. Впрочем, некоторые номера и до этого были близки теме фильма. Взять хотя бы ансамбль Браво, участники которого всегда считались первыми стилягами среди отечественных музыкантов. В фильме отметились сразу три их детища – «Московские огни (Будь со мной)» + «Жёлтые ботинки» из репертуара Агузаровой, и «Я то, что надо» из сюткинского периода.

Как это и принято в мюзиклах, голоса в песнях принадлежат самим актёрам. Так, Сергей Гармаш спел «Человека и кошку» группы «Ноль», песня старого джазмена (а иначе «Старый корабль» Андрея Макаревича) прозвучала из уст Алексея Горбунова; «Мою маленькую бейбу» «Бригады С» исполнил Максим Матвеев, а «Буги-вуги каждый день» Майка Науменко - Игорь Войнаровский. Четыре песни в фильме поёт Антон Шагин, сыгравший главную роль стиляги Мэла. Лично мне он не показался убедительным артистом, да и не все музыкальные номера смог вытянуть. Особенно слабенькими вышли «Пусть всё будет так, как ты захочешь» и «Шаляй-валяй» (обе - авторства группы «Чайф»). А вот дуэт с Оксаной Акиньшиной «Восьмиклассница» у него получился. Это очень красивая интерпретация цоевской песни – нежное соцветие музыки Yann Tiersen из культовой «Амели» Жана-Пьера Жене и «Как ты красива сегодня» понятно кого (Валерий Меладзе). Очень интимный и проникновенный трек. Вторым номером, записанным с голосом бывшей девушки Сергея Шнурова, стала песня Морального кодекса «До свидания, мама!» (тоже не оригинал, конечно, но с большей экспрессией, чем у её партнёра). К сожалению, эта дорожка в кинопрокатную версию фильма не вошла. А вот исполненная Евгенией Брик «Скованные одной цепью» Наутилуса была смело переделана в агрессивный хип-хоп подобный эминемовским «The way I am», «Lose yourself» и «White America». Достаточно неожиданным оказалось присутствие на саундтреке подопечных Константина Меладзе группы Виа Гра, исполнившей песню квартета питерских ведьмочек «Колибри» «Американская жена». Надо сказать, получилось у них это весьма удачно (хотя, не буду скрывать, сначала я их спутал с «Фабрикой»). Так что джаз красивым девушкам оказался по плечу. Впрочем, и их хит 2005 года «Бриллианты», выдержанный в этой же манере, тоже был замечателен.