18.04.2015

Roisin Murphy // Hairless toys (Play It Again Sam / Pias, 2015)

Одна из самых интересных вокалисток в электронной и популярной музыке получившая известность, будучи в коллективе «Moloko», приготовила свою третью полноформатную пластинку.

Roisin Murphy // Hairless toys (Play It Again Sam / Pias, 2015)

Для меня знакомство с шеффилдским дуэтом «Moloko» началось, когда эту группу наряду с играющими электронный биг-бит коллегами «Propellerheads» и Fatboy Slim передавали на новосибирской радиостанции «Студия Энн». Подобная музыка, соседствуя преимущественно с «Black Sabbath», «Rolling Stones» и прочими достаточно немолодыми рокерами, выглядела (то бишь звучала) очень странно: одновременно попсово и авангардно. Можно даже сказать, что там «Moloko» были не в своей тарелке. Совсем иначе, они смотрелись чуть позже в тематической MTV-шной программе «Inter Zone», где обычную компанию составляли такие ребята, как «Portishead», «Massive Attack», Bjork, «Stereo MC's» и «Air». С тех времён любовь и длится.

Как известно, с середины нулевых дуэт вместе больше не работает. Композитор и инструменталист Марк Брайдон работает в студии с несколькими проектами в студии, но результаты их деятельности, не припомню, чтобы всплывали. А у Рошин Мёрфи всё складывается более или менее удачно. После успешного хита в духе «Sing it back» под названием «Never enough» записанного в соавторстве с немецким ди-джеем Борисом Длугошем ещё в «молочные» времена, певица пустилась в сольное плаванье.

Если первые два альбома Рошин были обращены в сторону хауса, а прошлогодний эксперимент «Mi senti» основывался на итальянской эстраде, то её «лысые игрушки» оборачиваются более разноплановой историей, в том числе - неожиданным поворотом к авангардному джазу. Кроме того, артистка попробовала себя в роли режиссёра-клипмейкера параноидального ролика «Exploitation», картинку которого усиливает эффект «жеваного» звука из самой экранизированной песни.

Продюсером альбома выступил Эдди Стивенс, давний соратник Мёрфи. Вместе с ним певица сделала достаточно мрачную, но атмосферную и обволакивающую пластинку. Сама исполнительница охарактеризовала её стиль как «темное диско на базе европейского хауса, ретро-записей «Casablanca Records» и Грейс Джонс, органично соединяющее свободу и раскрепощённость джаза, кантри и госпел». А вдохновилась она документальным фильмом Дженни Ливингстон «Paris is burning» об андеграундной культуре Нью-Йорка середины 80-х, подтолкнувшим её к идее «создания собственного маленького мира – лучшего мира – и настоящей семьи в лице единомышленников, любящих такую же музыку». Представьте, что на её месте могли оказаться такие товарищи как Бьорк Гвюдмюндсдоуттир и Ник Кейв.

«Hairless toys» - настроенчески самая трип-хоповая работа Рошин, кишащая очень симпатичными звуковыми находками вроде бряцанья по склянкам или уже упоминавшейся жеваной плёнки, смесью психоделичных клавишных и фанковых басов. Ну, и разумеется, всегда прекрасный голос. И если в начале альбома подобно Сергею Хомякову Мёрфи играючи отправляется на рыбалку, то в середине она уже исполняет самый настоящий блюз об изгнании. Всё это ей удаётся в одинаковой мере изящно, тонко и проникновенно. Даже медленные номера второй половины альбома оставляют приятное меланхоличное послевкусие. Безусловно, одна из самых изысканных пластинок последних лет.