29.06.2010

МЕГАПОЛИС // Супертанго (Снегири / Zenith, 2010)

«Мегаполис» - бесспорно, являющийся одним из самых неординарных отечественных коллективов, появился на свет 27 мая 1987 года. Не вписываясь в рамки привычного русского рока, для которого было характерно наличие ярко выраженной или хотя бы притянутой за уши социально-политической позиции и протеста, настоящий московский ансамбль под руководством Олега Нестерова исполнял казалось бы чуждую для русской души «лёгкую», зачастую ироничную музыку с нестандартными решениями и весьма своеобразными текстами, когда стихами Иосифа Бродского, когда переделками классических советских песен («Ландыши / Karl-Marx-Stadt» и «Течёт волга / Fliesst mein stiller Rhein»), сотрудничал с эстрадными исполнителями Львом Лещенко, Эдуардом Хилем и Валентиной Толкуновой и никогда не скрывал своей любви и интереса к Германии. Группа снимает необычные, даже странные, видеоклипы, создаёт удивительную консистенцию из гитарной и поп-музыки, внедряет в неё трип-хоп и лаунж, записывает весёлые песни про «голубые яйца дрозда» («Новые московские сиртаки») и такие поэтически серьёзные произведения как «Дебют» и «Женское сердце». Музыканты организуют своего рода флэшмобы - как то акция «Выздоравливайте, Борис Николаевич!» и распространение записей для автоответчиков с голосами известных артистов и радиоведущих. Помимо шалостей Олег Нестеров и Михаил Габолаев также занимаются продюсерской деятельностью и в 1999 году основывают независимый лэйбл «Снегири», специализирующийся именно на странной музыке и открывший для широкой аудитории Машу Макарову, Найка Борзова, группы «Нож для фрау Мюллер», «Ундервуд», «Хоронько-Оркестр», «Ёлочные игрушки» (в общей сложности - около 150 релизов).

МЕГАПОЛИС // Супертанго (Снегири / Zenith, 2010)

В моём сознании настоящий московский ансамбль возник благодаря группе «Иванушки International». А точнее благодаря кассете с альбомом «Конечно он», оставшееся место после которого было добито песнями «Золотой рассвет» Дмитрия Маликова и «Звёздочка» «Мегаполиса». Почему именно ими? Хороший вопрос. Возможно, с точки зрения, человека, сидящего за копирующей аппаратурой в день записи той партии это были ближайшие по стилю и настроению артисты. Иного объяснения за 14 лет я для себя не нашёл. Кстати, как и «Время мечтать» от «Лётчика» Олега Горшкова именно такой срок отделяет «Супертанго» от предшествующей «Грозы в деревне». Однако сказать, что с 1996 года под маркой «Мегаполиса» вообще ничего не выходило, нельзя – были изданы две компиляции, две редакции mp3 диска, DVD с клипами, сингл «Улыбки любви или ёzhik forever», появилось несколько песен (в том числе дуэты с Машей Макаровой и DJ’s Кругозорами), а ещё Олег Нестеров организовал проект с Капеллой берлинских почтальонов и написал книгу. В остальном, конечно, затишье. И плодотворная продюсерская деятельность.

В многочисленных интервью лидер группы рассказывает, что пластинка возникла легко, но работали над ней так, будто она может стать последней, провели 4 сессии в студии, возвращаясь к записи как по алгоритму фильма Ким Ки-Дука «Весна, лето, осень, зима... и снова весна». Хотя кольца диска сохранили в себе память о каждом сезоне, всё-таки это «зимний» альбом. Он прекрасно звучал бы из уст старого патефона, когда на кухне разливается чай и по розеткам накладывается варенье, по стеклу ещё недавно стучал дождь, а сейчас его затянули морозные узоры. Сентиментальный, грустный, местами трагичный и беспросветный, но, одновременно, тёплый - просто с затаённым дыханием. Скорее всего, поэтому сюда не попали похотливые «Улыбки любви или ёzhik forever», приподнятый в духе «Бигудей» «Листопад», совместная с Кругозорами песня «Всё не кончится старость» и прочие разбросанные ранее треки. Из публиковавшихся здесь только меланхоличные «Раны на стекле» с изумительным видеоклипом и «Один, одна» с роликом попроще, но тоже замечательная. По сути, «Супертанго» - это 10 романсов под мерцание лучины. Очень хрупких и изящных, по сценарию которых «Откроет ангел книгу происшествий – и познакомится со мной», лирический герой признается в любви («Тебя по-прежнему люблю, хоть моё сердце из стекла. По крайней мере, так всегда ты, улыбаясь, говоришь»), а в продолжение темы «Последней песни» Борзова - «его одиночная камера стерильно пуста, не потому что удалось убежать, а потому что его убили». Такие номера сейчас откалывают не часто. Но «Мегаполис» может себе это позволить. И по праву остаётся в списке самых стильных отечественных групп. А совсем недавно изданная пластинка уже умудрилась победить на учреждённой А.К. Троицким премии «Степной волк» в номинации «Альбом года».