02.06.2009

ТЕЛЕВИЗОР // Дежавю (Геометрия, 2009)

Группе Михаила Борзыкина всегда было с чем бороться и против чего выступать. В период перестройки творчество «Телевизора» имело грандиозный резонанс, и лидер коллектива достаточно легко мог организовать митинг. Настолько весомым и авторитетным для людей являлось его крепкое слово. Выбранной 25 лет назад концепции Борзыкин остаётся верен и по сей день. Он не собирается спекулировать на актуальных темах, чтобы сделать себе имя (которое у него давно уже есть) – он просто пишет о том, что его волнует и беспокоит. По мнению Михаила, если в восьмидесятые был совок, мы и сегодня имеем тот же самый совок (вернее он нас) только в другой упаковке. Можно назвать его «Совковым капитализмом», когда верха «хотят управлять как Сталин, а жить как Абрамович». Что это? Дежавю?

ТЕЛЕВИЗОР // Дежавю (Геометрия, 2009)

Поскольку почти все партии Михаил Борзыкин записывал собственноручно, ожидать рождения этого диска слушателям пришлось 4 года (если отсчитывать от «Отчуждения 2005», римейка потерянной одноимённой пластинки двадцатилетней давности) или 5 (с момента выхода последней номерной работы коллектива «Мегамизантроп»). Сегодняшнее звучание бескомпромиссного «Телевизора» – это кипучая смесь романтичного синти-попа и жёсткого индастриала. Как говорится, в лучших традициях.

Открывает пластинку заглавная песня о разочаровании тем, чего мы добились («Я хотел бы быть добрым, я хотел бы солгать, но мы по разные стороны баррикад»).

Действительность Михаил неоднократно сравнивает с матрицей, несколько раз упоминает медведя, символизирующего всем понятно что; заявляет, «это не политика, это драка за свою душу со своим страхом»; требует «Разуй глаза! Не хочу назад!»; и призывает: «Заколотите подвал – воняет!». При этом Борзыкин не считает, что у него всё сводится к одной лишь политике. Его интересуют социальные, психологические и религиозные вопросы. В частности, на новом альбоме он затронул темы христианства и «русского буддизма». Также «Телевизор» прошёлся по пресмыкающимся журналистам, «русскому року» и прочих артистах. Вполне в его духе то, что Борзыкин не скупится на хлёсткие выражения и жёсткие сравнения. Это не только привычные «гады», «упыри», «твари» и «дерьмо», но и достойные уровня «Твой папа – фашист» «нео-христо-чекисты» и «крысы мавзолея». Приводится несколько примеров из жизни, от которых ком в горле встаёт: «Сосед-алкоголик пожарит твой дом… - сними трубку, позвони Богу», «Сын из армии вернётся без ног – обычная дедовщина», «мать во дворе попадёт под наркоманский нож», «жену изнасилуют менты, а прокуроры закроют дело»; «ублюдок на джипе собьёт твоего отца, он сын министра обороны – его никто не тронет», и другие сюжеты для криминальных новостей. Одной из ярчайших находок альбома стала песня о нас как заложниках «Золотого тельца» с очевидной, но невостребованной доселе игрой слов в названии «Газпромбайтер». Обвинить «Телевизор» в перегибании палки никак нельзя. Даже мне, ещё тому оптимисту, борзыкинские доводы видятся убедительными и точными. Это при том, что у меня зрение +5. А что разглядит тот, у кого оно идеальное? Если захочет, конечно - ведь проще закрыть глаза или надеть очки, одни из тех, что предлагаются в одноимённой песне альбома. Сегодня в телемагазине можно приобрести имперские «Патриот», очки «Для циников», православные «Дубок», «Эксперт» - для умников, берёзковые «Коловрат» или хит-сезона - «Президент», с элементами Эмо и розового цвета. Поскольку без конструктивной критики и изобретательной сатиры обойтись нельзя, такие группы, как «Телевизор» нам ой, как нужны. Впрочем, оных практически и нет.