02.02.2009

Два рода все же породнились

ИСТОРИЯ Ромео и Джульетты, любивших друг друга и умерших в один день, не дает покоя новосибирскому «Глобусу». В прошлом сезоне на большой сцене театра появилась «Вестсайдская история» — молодежная, современная, но по-прежнему трагическая интерпретация шекспировского сюжета. В этом сезоне была поставлена пьеса Григория Горина «Чума на оба ваши дома», продолжившая историю враждующих веронских семей после смерти юных влюбленных. Новые жертвы шекспировских Монтекки и Капулетти стали старше, накопили горький опыт, обросли дурной славой и полностью подчинились питерскому режиссеру-постановщику Владимиру Гурфинкелю.

Чума на оба ваши дома

 

Трагикомедия «Чума на оба ваши дома», чудовищно растянувшаяся на три часа сорок минут со всеми вытекающими отсюда последствиями, не сиквел знаменитой трагедии Шекспира, но и не очередная версия по мотивам. Григорий Горин, как всякий не лишенный гениальности драматург, нарядил в старые одежды совершенно иную, новую историю. Дунул-плюнул на потрепанный веками сюжет, разложил перед зрителем, как карточную колоду, знакомые имена, хитро подмигнул из-за кулис и сварганил свое грустное, смешное и в меру философское театральное зелье. Горин, в отличие от великого Уильяма, не снизошел к публике с драматургического олимпа, а вышел прямо из зала. Пристроился на краешке сцены и заговорил о том, что, должно быть, волнует каждого, чья душа еще не достигла предела, но уже созрела до осмысления пережитого.


ежиссер Владимир Гурфинкель, будучи не лыком шит, достаточно точно уловил разницу между шекспировским и горинским подходом и предсказуемо сыграл на контрасте. С одной стороны он разместил шекспировские страсти, пафос и размах, с другой — горинские человечность, иронию и грусть. Выстроил на сцене при помощи художницы Ирэны Ярутис почти средневековый замок в темных, «зачумленных» тонах. Какие-то мощные, облицованные медью и железом стены-переходы, лестницы в небеса, вокруг которых вот-вот соберутся невидимые зрителю XXI века химеры или сгрудятся воображаемые гаргульи. Примостил на заднике огромные барабаны, предваряющие очередное жертвоприношение богу войны от двух достопочтенных веронских семейств. Выдал актерам громоздкое, гипертрофированное обмундирование с платьем причудливого кроя и нелепыми головными уборами. И помножил все это добро на довольно-таки любопытные образы, которые то и дело вторгаются в чужую вотчину, унося в карманах ядреный и хлесткий горинский текст.


История «Чумы», которая согласно давнему проклятию шекспировского персонажа, таки должна упасть на оба враждующих дома, начинается там, где заканчивается «Ромео и Джульетта», то есть у гроба влюбленных. Именно там герцог Веронский (Илья Паньков) решает примирить всеми правдами и неправдами враждующие фамилии. И делает это одним ему известным способом — повелением женить мужчину из рода Капулетти на женщине из рода Монтекки. Вынужденным породниться семействам не остается ничего другого, кроме как найти среди своих родственников пару изгоев, тем самым выполнив приказ герцога и плюнув в сторону врага. На моральное заклание ведут обесчещенную Розалину (Ирину Камынину) — великовозрастную беременную инфанту, которая отстрадать-то отстрадала, а полюбить так и не смогла. И потрепанного жизнью Антонио (Артур Симонян), погрязшего в долгах, как в шелках, и ищущего истину, как правило, на дне бутылки. Вопреки ожиданиям железной леди Капулетти (Ольга Цинк), которой руководит свое прошлое и своя обида, и ожесточенного теми же обстоятельствами синьора Монтекки (Павел Харин), отверженные находят общий язык. Не денег и мести, а любви. Любви нежданной и выстраданной, выболенной, выпрошенной у Всевышнего за страдания, данной как всепрощение и покаяние и принятой искренне и всерьез. Однако два враждующих семейства не готовы принять и этот божий дар. Интрига сменяет интригу, как черти из табакерок, выползают новые персонажи и обстоятельства, сюжет закручивается так, что развязать его способна только смерть как вечная finita la commedia.


На этом можно было бы и закончить, обойдись режиссер Владимир Гурфинкель, извините за французский, без понтов. Обрамляющие «Чуму на оба ваши дома» драчки на руках-мечах, гримасы и ужимки, которыми старательно педалируют персонажи, странные па и невидимые миру кастаньеты, — все это раздражает и утомляет.


 

Фотографии с официального сайта театра "Глобус"