27.09.2009

Интерровская чума, целующиеся балерины и путь фрика в Новосибирске

InterraРазноцветные шарики, похожие на клубки шерсти, появились на многочисленных баннерах, растяжках и в СМИ задолго до самой Интерры. И после того, как податливый человеческий разум впитал всю информацию о грядущем великом масштабном событии, интерровская чума охватила город: «переносчики заболевания» радостно разгуливали в разноцветных шарфиках, закидывали прохожих тоннами буклетов-программок-листовок.
 

Об официальном открытии в «Глобусе», приветствия и поздравления от губернатора и мэра читайте в любых других СМИ города.

 

Для нашей редакции главным мероприятием стала выставка актуального искусства «Смотри!» с подзаголовком «Как мы сделали современное искусство 2000-х» в недостроенном театре Сергея Афанасьева.

 

Помещение в три этажа без отделки очень хорошо гармонировало с экспозицией. Неоштукатуренные стены, зеленая сетка, в которую уже не один год затянуто здание, стало адекватной, пусть и временной, галереей современного искусства.

 

InterraНа первом этаже в зомбоящике рассказывали умное то Сергей Афанасьев, то Евгений Иванов. Там же мы увидели под стеклом живопись на виниловых пластинках, а также проект "Гудбай, эпоха!" от омского художника Дамира Муратова. Многим он известен как автор серии с образами "мировых революционеров" - Che Burashka с автоматом, который ушел в народ. Его можно увидеть на футболках, но, что-то нам подсказывает, что вряд ли автору перепадает процент от продаж шмоток с его творением.

 

Второй этаж отдали под избиение классиков: баскетбольные щиты с принтами-портретами Эйнштейна, Толстого, Ломоносова и Маркса порадовали всех. Дети с нескрываемым удовольствием лупили мыслителей баскетбольными мячами по лбам. Немного испугал тот факт, что не все смогли узнать людей, внесших огромный вклад в культуру – все-таки их портреты и в учебниках есть, и имеются в каждой школе.

 

Там же располагалась комната с видеопроектором, направленным в потолок: сначала, задрав голову, пытаешься разглядеть, что же за кино показывают современные художники, и видишь женское нижнее белье… Нет, думаешь, наверно показалось. Через минуту доходит, что посетителям выставки предоставили уникальную возможность наблюдать теннисный матч с необычного ракурса – снизу.

 

InterraНебольшая сцена и минимум декораций – всем, кто пришел на выставку, предлагают пройти посмотреть моноспектакль "Я фильм "Ирония судьбы или с легким паром" ни разу от начала и до конца не видел" актера «Первого театра» Артема Находкина.

По всем этажам на стенах расположились работы «Синих носов»: серия «Кухонный супрематизм» вызвала нездоровый ажиотаж: люди, пардон, фотографировались на фоне огромного куска колбасы или сыра, разевая ротовую полость – именно так большинство понимает современное искусство.

 

«Я тоже так могу – нарезать бутербродов и сфотографировать, разве это искусство? Фигня какая-то и баловство. Наверно, студенты делали», - говорит тетечка средних лет своему сыну-подростку, с интересом разглядывающему работы, на которых присутствуют обнаженные женские телеса. Слово «супрематизм» было выкинуто из сознания, видимо, по причине его загадочности и таинственности для неподготовленного посетителя галереи.

 

Мы попытались отрешиться от знания этого направления и придумать, что же еще могло бы так называться. Пришли к выводу, что если бы не Казимир Малевич, то такое название могли носить следующие явления: а) болезнь; б) сексуальное извращение; в) религиозное течение. А теперь добавьте слово «кухонный» и прочитайте словосочетание с новым предложенным смыслом.

 

«Эра милосердия» (Целующиеся милиционеры) - самое узнаваемое творение «Синих носов»: к ним теперь добавились работы с целующимися балеринами, футболистами и работницами железной дороги. Получился прекраснейший цикл «Времена года».

Серия «Найди Бен-Ладена» также показалась очень своевременной, особенно после заявления министра обороны США Роберт Гейтса в марте этого года: по его словам, весьма вероятно, что Усаму не найдут никогда. Если бы сопроводить эту новость работами наших современных художников! Для тех, кто не был на выставке: на одной из них, например. Усама, улыбаясь, фотографируется с толпой простых американских детишек.

 

InterraКстати, балерины «в пачках» на фоне русских березок были вынесены на большой баннер, вывешенный над входом на выставку, и почти все СМИ отметили его провокационность – да-да, напротив оперного театра.

После выставки «Синих носов» хорошим логическим завершением стала лекция в областной научной библиотеке на тему «Путь фрика».

 

«Современная культура стремится к бесконечному многообразию, находя свои ниши для самых странных явлений, но со строгостью классной дамы стремится упаковать их в узнаваемые форматы. Как аутсайдеры выживают в «форматную» эпоху, как фрики становятся культовыми фигурами, где у культуры обочина, а где мейнстрим, как чудачество начинается считаться новаторством?», - пояснялась тема беседы в анонсе.

 

Участвовали в дискуссии редакционный директор журнала «Афиша» Юрий Сапрыкин, директор ГЦСИ-Екатеринбург Алиса Прудникова, главный редактор журнала «Большой город» Филипп Дзядко, Слава Мизин, Александр Шабуров и Константин Скотников (группа «Синие носы»).

 

Модератором, ведущим и организатором выступил Михаил Калужский, продюсер специальных проектов московского издательства Corpus.

Большую часть времени собравшиеся пытались дать определение понятию «фрик». Александр Шабуров тут же громко заявил, что себя фриком не считает, и что быть им в наше время – глупо.

 

"Какой сейчас андеграунд? Вы, музыканты, художники никому не нужны. Никто вас не услышит, даже если вы на площади будете кричать. Андеграунд в Советском Союзе был вынужденной позицией, а сейчас-то мы можем делать все, что хотим, и эти глупости нам в голову запускать не нужно. Нормальный человек фриком быть не хочет", - пояснил он.

 

InterraФриковство по сути не имеет никакой идеологии: это не противопоставление господствующему государственному строю, оно, в чистом виде, не преследует определенной цели и не является способом ее достижения. Фриков нельзя выделить в отдельную субкультуру: большинство часто причисляет к фрикам носителей различных субкультур и контркультур и, отчасти, это верно. Когда тех же хиппи в Америке 60-х стало тысячи, они перестали быть фриками. Но если молодой человек в хипповом прикиде – в феньках по локоть, босиком и «хаером» до задницы приедет в Урюпинск, где таких, как он, нет (в маленьких городах быть непохожим  слишком опасно – станешь аутсайдером), его будут считать фриком.

 

Фриком можно притвориться: «одеть маску», чтобы осуществить некий художественный акт, сделать фриковство артистическим образом, имиджем, но в повседневной жизни он предпочитает оставить «маску».

 

В общем-то, Шабуров прав: нормальный человек не хочет быть фриком, если это не принесет ему какую-то выгоду. Именно потому попсовые шоумены сегодня используют дикие и безумные образы – чтобы выделиться из толпы себе подобных, чтобы «желтые» таблоиды пестрили их фотографиями. Юрий Сапрыкин считает, что весь современный российский мэйнстрим сегодня злоупотребляет нестандартными образами : "О каком пути фрика в мэйнстрим мы говорим, если главными поп-культурными героями здесь являются человек, который одевается как трансвестит, Филипп Киркоров и Верка Сердючка? А Алла Пугачева? Вернее то, во что она превратилась?", - говорит он.

 

InterraКого мы можем назвать настоящим фриком? Если не считать культовой фигуры – организатора клубных вечеринок Майкла Элига, «короля клубных деток», которому посвящен фильм «Клубная мания»? На самом деле их немало, но, на мой взгляд, Майкл Джексон даст фору многим. Человек, который мало того, что хотел быть белым и стал им, но еще и не хотел взрослеть – этот поющий Питер Пэн не притворялся. Таким образом, приходим к выводу, что если некие странности и чудачества являются или становятся образом жизни – это и есть фриковство.

 

Поговорили и об использовании образа фрика в том случае, когда необходимо вызвать реакцию у властей и пр. Какая-то барышня вдруг открыла нам глаза: оказывается, устраивать политические акции, эпатировать и противопоставлять себя имело смысл в советское время, когда все было запрещено. А сейчас, по ее мнению, демократия. Под этим словом она, наверно подразумевала рай на Земле. На лекции также присутствовали Артем Лоскутов и его друзья – ребят от ее слов заметно перекосило. «Ты хоть немного разбираешься в политической ситуации страны?» - поинтересовалась Любовь Беляцкая у счастливой девушки, которая живет явно в иной реальности. «В моем мире живут только пони: они питаются радугой и какают бабочками».

 

Постепенно дискуссия свелась к проблеме самовыражения и отсутствию в Новосибирске большого центра современного искусства. Присутствовавшая в зале министр культуры области Наталья Ярославцева заявила, что мэр уже одобрил идею его создания.

 

InterraБудем надеяться, что  этот центр действительно появится в городе в скором времени и его не постигнет судьба театра Афанасьева, который уже несколько лет стоит в недостроенном виде.

Заклинание, которое повторяли инфицированные интерровской чумой – «инновации, инновации, инновации» не подействовало на нас и в первый день никаких мероприятий в рамках форума мы больше не посетили, но зато еще будут репортажи с «Трех ворон» и с «Живой Воды». А чуму пообещали проводить каждый год, как День Города – по поводу введения фестиваля в традицию мы думаем разное, но, возможно, наши опасения напрасны.

 

                                                                                                            Лилия Ильина

                                        Фотографии: Любава Новикова и Владимир Лучанский