08.04.2009

ФЕСТИВАЛЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО. Знакомство с Фредериком Обюртеном

С 26 марта по 1 апреля в новосибирском кинотеатре «Победа» прошёл ежегодный фестиваль французского кино. Избрав однажды для себя стезю документалистики, я совершенно перестал доверять художественному кинематографу. Ведь в одном случае – живые истории, а в другом – игра, переплетающиеся между собой правда и ложь, словно и невозможно им быть на разных полюсах. Слишком поверхностны художественные фильмы в отличие от бесхитростного документального кино. Конечно, всюду есть свои исключения, поэтому и тут доверился интуиции, заглянул в программу и пошёл на открытие фестиваля.

Открытие фестиваля, выступление официальных лиц, и вот, собственно, то, ради чего все собрались – кино! Французское кино, многими любимое с детства, всегда вызывало ассоциации с чем-то весёлым, лёгким и разгоняющим скуку. Практически все фильмы с Луи де Фюнесом, Пьером Ришаром, Жераром Депардье были неоднократно пересмотрены ещё в детстве. И тут такая возможность познакомиться с настоящим французским кино, которое не увидишь ни по телевизору, ни в кинотеатрах, составляющих своё меню из международного коммерчески выгодного ширпотреба.

«Франция». Драма, 2007 год. Режиссёр – Серж Бозон, киноман и кинокритик в одном лице - сумел показать Францию такой, какая она была во время первой мировой войны. Без прикрас и в ущерб национальной гордости, перед нами предстали солдаты, запутавшиеся в собственном отношении к Родине, к людям, к войне. На пути в неизвестность их нагоняет девушка по имени Камий. Переодевшись в мужскую одежду, она желает разыскать своего мужа, который ушёл на фронт и внезапно прервал переписку с ней. Весь фильм – это блуждание одного маленького отряда, командир которого задался лишь одной целью – чтобы все остались живы. В минуты отдыха солдаты достают музыкальные инструменты и кто-то запевает песню. Но и песня как отражение немыслимой безнадёжности, утрата веры в победу и смысл происходящего. «Уж лучше бы поляки захватили Францию», - поёт молодой солдат и остальные подпевают ему нестройными голосами. Грустная картина, не оставляет никаких шансов на счастье героев. Могло ли быть иначе? Война ли тому виной? Или люди, потерявшие связь с реальностью, грезящие идеальным миром, но не желающие за него воевать? Эти вопросы режиссёр оставил каждому решать самостоятельно.

 

На следующий день поехал в «Победу» на пресс-конференцию с Фредериком Обюртеном.

 

Пресс-конференция проходила в малом зале, журналистов было не очень много, и я занял удобное кресло на первом ряду. И вот в зал вошёл Обюртен в сопровождении переводчицы, атташе по культуре посольства Франции в России Вержад Крители и ещё двух чиновников, поддерживающих французское кино в Новосибирске. После вступительных слов, лёгкого юмора и сетования на то, что российское кино во Франции не так известно, как французское здесь, пришла очередь журналистов задать свои вопросы. Журналисты зашуршали пресс-релизами, пришлось нарушить затянувшуюся паузу и задать первый вопрос. Меня интересовало то, что было сокровенным желанием режиссёра при выборе профессии. Хотел ли он сказать что-то новое всему миру посредством своих фильмов. Но, к сожалению, Фредерик в своём ответе дал обобщающие формулировки того, что кино видит более как некую эмоциональную разрядку для зрителей, будь то комедийная или драматическая форма сюжета. В 2008 году во Франции в широкий прокат вышли лишь пять российских кинолент, среди которых - «Изгнание» Андрея Звягинцева и «Остров» Павла Лунгина. И, как заметила Вержад Крители, французское кино в России за последние месяцы посмотрели семь миллионов человек, в то время как во Франции российское можно увидеть только на фестивалях. На вопрос журналистки, каких российских режиссёров он знает, Обюртен задумался: «Тарковский, его кино – это что-то великое! Звягинцев очень хорош, особенно его последний фильм «Изгнание». Сокуров, Кончаловский, Михалков, Герман – эти фамилии очень ценят французы. Но любимый – Эйзенштейн. Из его фильмов могу бесконечно пересматривать «Ивана Грозного».

 

Премьеру своего последнего фильма Фредерик Обюртен вышел объявить перед началом киносеанса: «На этом фестивале я представлю свой новый фильм «Очень специальный репортаж». Работу над ним я закончил 21 января этого года, так что вы увидите одними из первых эту картину - она совсем недавно вышла в прокат во Франции. Я счастлив, что могу представить свой самый первый «Мост меж двух берегов» и самый последний фильмы сибирякам».

 

«Очень специальный репортаж», 2009 год. Как поделился со зрителями перед началом киносеанса режиссёр, этот фильм был признан неполиткорректным, и французские телеканалы отказались брать его. В России «Очень специальный репортаж» показали в Москве и Владивостоке, третий, заключительный, показ состоялся в Новосибирске. Начало было весьма банальным – будни радиожурналистов, любовная интрижка одного из них. Но следующий поворот сюжета был потрясающе непредсказуем. Мы видим, как точно передано воздействие радио и телевидения на своих поклонников. То, как это проделали главные герои-радиожурналисты, вызывает и смех, и даёт повод к неутешительным размышлениям. Не хочется раскрывать содержание этой великолепной картины – пусть потенциальные любители кино сами откроют для себя «очень специальный репортаж». Когда пошли финальные титры, зал разразился аплодисментами. После фильма состоялось краткое обсуждение и, по отзывам зрителей, было ясно – фильм сибиряки оценили по достоинству. Сам же Обюртен сравнил его с «Большой прогулкой» - классикой французского кинематографа, где в комедийной форме обыгрывается оккупация Франции в годы Второй Мировой войны.

 

«Мост меж двух берегов». Драма с участием одного из лучших французских актёров – Жерара Депардье. Он играет роль любящего семьянина, озабоченного тем, что у него нет работы и жена вынуждена подрабатывать служанкой у своей приятельницы. В фильме есть всё, что кажется присущим многим французским картинам – любовь, ревность, измена. Ожидание трагической развязки держит в напряжении до конца. И тут режиссёр даёт волю своей интуиции, меняя запланированный финал. Неожиданно, зато точно, как бывает и в жизни. Можно дать волю слезам. Впрочем, задача режиссёра выполнена. Как и сказал Фредерик во вступительном слове, он привёз две картины, одна из которых может заставить смеяться, а другая плакать. Полный аншлаг показал интерес новосибирцев к французскому кино и, к удивлению режиссёра, когда он спросил, многие ли из пришедших на вторую его картину сходили на первую, в зале взметнулся лес рук. Такой яркий интерес к собственным фильмам, похоже, ему не приходилось наблюдать даже во Франции.

Александр Редут