03.04.2008

"Филармонию закрывают!", или "Как рождаются слухи"

ФилармонияЕще в феврале услышала бредовую новость, будто филармонию закрывают. Глупость, конечно, но, как говорится, нет дыма без огня: в апреле в большом зале филармонии еще будут проходить концерты, а потом его, действительно, закрывают на реконструкцию. На месте Большого зала планируют возвести концертный комплекс с залом на девятьсот мест. Музыканты и певцы найдут себе временное пристанище в ДКЖ города и в камерном зале филармонии.

20 марта состоялся концерт «Прощание с Большим», где музыканты прощались со своим «домом»: в фойе зала возле гардеробной происходило настоящее вавилонское столпотворение. Но, честно говоря, странным показалось не количество народа – это-то как раз в порядке вещей, все же историческое событие. Удивило то, что граждане преклонного возраста заметно преобладали над всеми остальными. Молодежь, которая изредка попадалась мне на глаза, оказывалась либо журналистами, либо музыкантами. Дети тоже были, но было ясно, что их притащили сюда родители, соблазнив, видимо, мороженым в буфете. Двое таких несчастных весь концерт переживали, что им нельзя есть чипсы, потому что взрослые со всех сторон шипели и шикали на невоспитанных детишек.

Концерт  открыл руководитель НГФ, заслуженный деятель искусств России Владимир Калужский:

- Без преувеличения можно сказать, что это историческое событие. Нам бы хотелось, чтобы вы запомнили его и рассказали о нем, потому что сегодня мы торжественно простимся с помещением, которое в течение 16 лет было для нас домом.

Сидевшие позади меня женщины переговаривались о том, что им теперь «некуда будет ходить». Потом, видимо, волна воспоминаний накрыла и их, и они, почти в голос, стали причитать, что «помнишь, как яблоку негде было упасть, когда сюда Бутман приезжал? А куда он теперь поедет?». Чтобы все-таки услышать, что со сцены вещает Калужский, пришлось резко повернуться и безапелляционно заявить: «Он будет выступать в ЛДС «Сибирь». Бред, конечно, но я добилась нужного эффекта -  тишины.

- В этом зале, несмотря на плохую акустику и неудобное размещение здания, родилось большое количество новых филармонических коллективов: это Концертный духовой оркестр, ансамбль солистов «Новосибирская камерата», Сибирский Брасс-квинтет, ансамбль ранней музыки «Insula magica», вокальный ансамбль Павла Шаромова, - перечислил «основных жильцов» Владимир Калужский.

Далее нам показали видеоархив «из жизни филармонии». Оказывается, большой зал изначально планировался как кинотеатр, поэтому над тем, какая будет акустика, никто не задумывался.

Очень трогательным мне показался момент, когда на сцену вынесли связку трех кресел, которые до этого стояли в зале.

- Они очень многое видели, и еще больше слышали, - объяснил Владимир Калужский. - Скоро все это будет разобрано и отдано в районные ДК.

Первым выступил один из старейших коллективов филармонии - Камерный хор. Сцену заполонили мрачные люди в черных одеждах и я, ощутив атмосферу похорон, напряженно ждала, что некоторые зрители почувствуют себя на выступлении хора плакальщиц. Так и случилось. При прослушивании отрывков из реквиема Габриэля Форе «Libera me» и Вольфганга Амадея Моцарта «Lacrimosa» у многих выступили слезы на глазах. Вскоре, права, траурные песнопения сменились на «Пушкинский венок» Георгия Свиридова в исполнении Камерного хора и  молодежного хора «Мегаполис».

Ансамбль ранней музыки «Insula magica» выступил как квартет: остальные участники коллектива сейчас находится на гастролях. Он исполнил две вокальные миниатюры 16 века: английский мадригал «Прощание с Амариллис» и «Пение птиц» К. Жонекена.  Могу сказать только, что выступления полного состава производят большее впечатление.

После антракта, заправившись пищей материальной, слушатели с новыми силами насыщались духовной. Концертный духовой оркестр исполнил фрагменты «Кармен-сюиты» Родиона Щедрина, попурри на темы Максима Дунаевского и марш «Прощание славянки» Василия Агапкина, без которого не обходится ни одно расставание - торжественность момента была соблюдена. После аккордеониста Владимира Никулина на сцену вышли знаменитые «Маркелловы голоса».

Вокальный ансамбль Павла Шаромова вместе с джаз-оркестром «Сибирский диксиленд» завершили вечер, и, пожалуй, были самыми оптимистичными участниками концерта.  Ими была исполнена инструментальная пьеса «Танец портовых грузчиков», которая, возможно, посвящена грядущим строительным работам. Потом они вовсе разошлись и сыграли залихватскую разбойничью «Стенька Разин», контрастирующую с манерной знаменитой неаполитанской песней «O sole mio».

В течение всего вечера каждому выступавшему предлагалось выразить свое отношение к сносу Большого зала.

- Хотя очень грустно, в будущее смотрю с оптимизмом. Есть надежда, что все образуется, и мы будем выступать в новом зале. Правда, не знаю, когда, - посетовал художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный артист России Марк Абрамов.

Художественный руководитель и главный дирижер хора Игорь Юдин свои ощущения охарактеризовал как современные:

- Я испытываю чувства жильца, которому предлагают выселиться из прежней квартиры, но ордер на новую еще не дали.

- Обещали, что через 2 года дадут, - вселил надежду Владимир Калужский.

 

                                                                                                                          Лилия Ильина.