01.05.2008

Храни нас Хармс

Ницше - Зойберг

Когда-то, в 1962 году, Никита Хрущев назвал художников-абстракционистов «педерастами». И еще много других людей называли абстракционистов, современное искусство и актуальных художников  разными нецензурными словами. Иной раз какой-нибудь христианин уничтожал «разрушительное творчество», остервенело срывая, например, картины «Синих носов», со стен Третьяковской галереи, а другой пояснял журналистам, что выставки современных художников - зло, и он будет его искоренять тем же незамысловатым способом.

В Новосибирске не так много галерей, поэтому даже такое подобие художественного диалога нам не грозит: вандалам, спасающим общество от «педерастов», просто негде развернуться. Вот и галерея «No soap» - «последний оплот современного искусства», как назвал ее творческий союз БПП, - закрывается. Чтобы открыться в «новом удобном для выставок и комфортном для посетителей помещении» на Чаплыгина, 53.

"12"На закрытии галереи прошла выставка под названием «12», организованная уже упомянутым БПП («Бабушка После Похорон»), в который входят Артём Лоскутов, Любовь Беляцкая, Леонид Буньков и Алина Рыбалова. Она началась с перформанса: на площадку вышли двое и начали рассказывать о мистическом смысле цифры «12», манерно читать стихи и с пафосом благодарить всех посетителей. Неожиданно в зону перформанса впрыгнула Алина Рыбалова, и, прокричав «Ешь ананасы и рябчиков жуй!», заклеила все «картины» наклейками с надписью: «Какие же вы художники! Вы - абстракционисты». Трое молодых людей при этом вдохновенно скандировали аббревиатуру футбольного клуба «ЦСКА». «На ваших глазах произошло три перформанса: «Современный хуевый художник», «Современный хуевый художественный диалог» и «Современный хуевый зритель»!», - пояснила присутствующим Любовь Беляцкая.

После этого, по словам организаторов, выставку можно было объявить закрытой, но народ еще долго не расходился. Допивали остатки шампанского и доедали консервированные ананасы, которыми организаторы угощали, видимо, для того, чтобы настроить гостей на нужный лад перед перформансом. Разглядывали развешанные по стенам «картинки», заявленные как трэш-живопись: распечатанные изображения популярных людей, старательно преподнесенные художниками «как бы» в другом контексте.

Следует оговориться, что словосочетание «как бы» в данном случае не играет роль слова-паразита, а помогает понять, что в общем-то, никакого заданного контекста нет, а есть только личностное мироощущение и буйная фантазия художников. Егор Летов, раскрашенный яркими психоделическими цветами, вызвал у меня воспоминания о последнем альбоме «Зачем снятся сны?». Тихо бормоча слова песни «Слава психонавтам», я также с удовольствием разглядывала В.В.П. с зелеными рожками-антеннами, Ницше, превратившегося в Ктулху, Зигмунда Фрейда с голой девушкой вместо лица…

"12"«Мы хотели сделать абсолютную ерунду, но не получилось – потому что талант не пропьешь и не прокуришь», - смеется Артем Лоскутов, один из организаторов выставки.

Выставки в первую очередь делаются для того, чтобы создать интерес к искусству, а перформанс - картина, воплощенная в жизнь. Демонстрация этой «картины» еще раз доказала то, что статус актуального художника в Новосибирске сомнителен, а общая художественная ситуация - убога. «Мы хотели в доступных образах показать бессмыслицу и непрезентабельность современного галерейного пространства», - говорит Любовь Беляцкая. Однако не все посетители оценили сей художественный жест: кое-кто воспринял мероприятие всерьез, и выказывал недовольство по поводу того, что «никакого искусства здесь нет - зачем было называть это выставкой, и, тем более, устраивать все это в галерее?».

«С одной стороны, происходящее здесь - шутка, но с другой - эта шутка фиксирует отношение нового поколения к культуре и политике как к сфере сакрального.Говорить о художественном статусе мероприятия, конечно, не приходится, но как перформанс оно довольно интересно», - считает куратор галереи Константин Скотников.

 

Кстати, насчет галерейного пространства. У молодых художников вряд ли будет возможность выставить свои работы в новом зале.  "Предполагается несколько иной формат, более официальный, не экспериментальный. Если будет контемпорари арт, то очень статусный и, я бы сказал, "беззубый", - рассказывает Константин Скотников. - "Есть смутная надежда, что эта площадка останется под моим кураторством и  станет экспериментальной для молодых людей, которые занимаются и занимались современным искусством".

Уходила я из галереи со следующими мыслями: тотальная никомуненужность и неимение полноценного контекста - вот такая безрадостная объективная реальность, в которой остается заниматься мифотворчеством, храни нас Хармс.

 

 Лилия ИЛЬИНА