11.05.2009

Домра в джазе

Домра – инструмент загадочный. Родственница балалайки, она имеет всего три струны, но из них (собственно, как и из струн пресловутого русского народного инструмента, что неоднократно доказано, к примеру, группой «Белый день») можно извлечь такое, что и не снилось «классическим» джазовым инструментам.
Коллектив «Шейк» образовался в 2005 году, и пока не собирает аншлагов: камерный зал Филармонии во время концерта недавних выпускников консерватории был занят примерно на треть. Однако джазовый фьюжн, исполняемый ребятами, уже многим по душе: играть джаз при помощи домры – идея свежая, что и привлекает любителей музыки. Так, на московском фестивале «Фестос» «шейкеров» дважды отметили как лауреатов, дав возможность сыграть в Лужниках, и уже сейчас с ними с удовольствием сотрудничают многие композиторы, например, немка Ульрика Хааге. В звучании «Шейка» есть задор и какая-то «непричесанность», которая показывает, что музыканты еще не нашли свою нишу и продолжают экспериментировать. Пока, судя по услышанному на концерте, джаз-бэнд (возможно, тут сыграла свою роль специфика «козырного» инструмента) сильно «кренит» в сторону фолка: некоторые композиции, представляющие собой джазовые обработки народных песен («Светит месяц», «Овсень», «Ой вы, цыгане») очень напоминают раннее творчество той же Пелагеи – по степени «музыкального хулиганства». Лично для меня, как для простеца, наиболее любопытным стало то, что во многих классических джазовых композициях, вроде «Канделуп Айланд», на домре можно не только сыграть ведущую тему, но и вообще с успехом заменить сольные партии саксофона (в некоторых местах с закрытыми глазами даже и не скажешь, что звучит). «Ну как звук, нормально?» - интересуется Алексей Александров, домрист джаз-бэнда «Шейк», когда я пробираюсь за сцену камерного зала Новосибирской филармонии, чтобы поближе посмотреть на него. «Да ничего так», - говорю я, и рассматриваю домру, которую Алексей держит бережно, как ребенка. «У домры есть плюс: можно играть в разных стилях, имитировать разные строи» - говорит домрист, и вспоминает, как он и домра познакомились: инструмент впервые попал в руки к восьмилетнему школьнику во время презентации ДШИ. Кроме собственно домры, музыкант осваивает бас-гитару и барабаны – играет как классику, так и джаз. Сейчас Алексей уже ушел за пределы классической школы домры, и в данный момент разрабатывает методику импровизации на домре – хочется использовать разные комбинированные приемы игры, «вывести» домру из тесноватых рамок «русского народного» инструмента. «Использование домры, равно как и балалайки, в джазе - естественное стечение обстоятельств: композиторский век проходит, и люди начинают что-то синтезировать, импровизировать на основе «живого искусства», обращаться к истокам» - считает Алексей.