21.03.2010

«Наша задача – держать фонарь зажженным во время тьмы»

В этот солнечный воскресный день 14 марта здание кабаре-кафе «Бродячая собака» содрогалось от уже знакомых ему звуков. Но на этот раз звуков было больше, потому что группа Оргия Праведников ВПЕРВЫЕ приехала в Новосибирск полным составом.

«Наша задача – держать фонарь зажженным во время тьмы»

«Первопроходцем» стала организатор концерта Мария Добротина, на свой страх и риск привезшая всю группу. Именно благодаря ей мы имели возможность познакомиться с группой Оргия Праведников вживую: в первом отделении концерта были исполнены песни с нового альбома, а второе отделение состояло из старых, всеми любимых песен – «Королевская свадьба», «Das boot», «Млечный путь», «Сицилийский виноград». После концерта можно было наблюдать, как поклонники обступили музыкантов, и обделенным не остался никто: автографы были розданы всем желающим, каждый имел возможность надоесть любому из членов группы. На мой вопрос, почему ребята столь спокойно относятся к общению с поклонниками, Сергей Калугин ответил: «Это часть нашей деятельности – мы же вне сцены абсолютно такие же кренделя, как и все остальные». Как оказалось, он ни капли не покривил душой – поболтал немного с ценителями творчества и с удовольствием ответил на несколько вопросов.

- Многие песни с альбома были известны поклонникам группы, в том числе песня «Белое на белом». Вы же знакомы с Валентином Павловичем Массовым?

- Лично – нет. Я только видел его картины. И вообще, когда я писал песню, я думал, что он уже умер. Но он жив, живее всех живых и хорошо, что в результате, оттого, что эта песня была написана, он передал нам привет. Мы собираемся, и, Бог даст, успеем к нему съездить. В принципе, именно благодаря этой песне к нему пошли паломники из числа наших поклонников, и это очень здорово.

- Вы участвовали в записи аудиокниг Густава Майринка. Скажите, стоит ли ожидать в будущем чего-то подобного?

- Я думаю, что нет. Это был разовый проект. И, честно говоря, нет сил. Это заняло полтора месяца ежедневной работы по несколько часов – и я чуть с ума не сошел. Но все-таки я учился в процессе, и могу сказать, что пару рассказов мне удалось прочитать неплохо (всего было записано 33 рассказа). Все остальное – ниже всякой критики, на мой взгляд... Хотя тем, кто замутил этот проект, нравится.

- А где вам нравится выступать - в таких, камерных залах, или…

- Мы предпочитаем стадионы на 50 тысяч, только нас туда не зовут. И публики как-то не набирается.

- О песне «Скименъ»: что появилось раньше – «Вперед и вверх!» или «Скименъ»?

- Скименъ вообще записывался в процессе записи альбома. Это был спонтанный процесс, мы сами до сих пор не понимаем, что же мы такое сделали. Я понимаю, что нас самих это завораживает и, возможно, те, кто это слушают, через какое-то время объяснят, что же мы такое написали… А что касается «Вперед и вверх!», тут-то с этим все понятно.

- О том, как появилась музыка на песню «По тонкому льду», Алексей Бурков рассказывал в своем ЖЖ. А как появились стихи?

- Алеша грустил по маме, когда написал эту музыку, а я - по отцу. Поэтому тут и образ нашего с ним бродяжничества…

- Вы часто говорите о зарубежных группах – Muse, Slip Knot, Rammstein… А среди российской эстрады есть ли какие-то люди, которые нравятся?

- Тут нужно спрашивать каждого по отдельности, потому что у каждого свои приоритеты. Я думаю, Сашке Ветхову вряд ли что-то нравится из наших групп. У меня стандартный набор: это, прежде всего, Аквариум, потому что Борис Борисович - совершенно целебное существо. Когда ты чувствуешь, что тебя пробило, что от тебя в каком-то месте откусили кусок, ты ставишь альбом Аквариума, и Борис Борисович немедля эту дырку закрывает. Он вообще маг высшей категории - я его считаю королем Артуром нашего рок-н-ролльного королевства. Я с потрясением отношусь к Егору Летову, и особенно - к его последнему альбому, который он перед смертью записал… Я очень люблю Вопли Видоплясова, я очень люблю АукцЫон, с огромным уважением отношусь к Кинчеву, очень люблю Цоя, такой, еще раз говорю, стандартный набор. Если говорить о тех, кто помоложе, - мы любим группу «Теодор Бастард», с большой симпатией относимся к группе Сальвадор - виделись с ней всего один раз, играли вместе, подружиться не успели, но, тем не менее, это очень лихие перцы. Это совсем другое, нежели традиционный русский рок.

- Вы помните, как познакомились с творчеством Егора Летова?

- Это было очень давно. Въезжал я довольно медленно в это дело, но чем дальше, тем круче. Хотя, помню, меня абсолютно срубил «Сто лет одиночества», с этого момента каждый новый альбом для меня был праздником. И когда Егор умер, я понял, насколько я его люблю. В принципе, я же говорю, что весь этот альбом посвящен памяти Егора Летова, он делался на энергетике его последнего альбома и на таком шоке от его внезапного ухода. В частности, The catcher in the rye – эта песня написана под воздействием Летова.

- А вы лично с ним были знакомы?

Один раз мы пожали друг другу руки. Это было на концерте в Петрозаводске. Я приехал к ним на концерт, мы прошли за кулисы. Ну, Егор он такой человек, на шею кидаться никому не склонен, поэтому: - Здрасьте. - Здрасьте. А с группой его мы прямо разобнимались.

- Как вы относитесь к тому, что видео с Джоном Ленноном используют в рекламе, якобы для того, чтобы люди не забывали?

- «Горе тебе, Иерусалим, восславляющий пророков, которые были убиты между жертвенником и храмом». Этой истории много тысяч лет. Помню, когда у нас была база, в одном парке мы нашли замечательный бюст Пушкина, гипсовый. И нашим любимым развлечением было палить по нему из духовушки. Мы пририсовали ему галицкие усы, завернули его в одеяло – наслаждались страшно. Мимо какой-то идиот из отдела культуры шел: «Что вы делаете?! Это же Пушкин!», на что Леша Бурков ему ответил: «Это Пушкин? Это уебище гипсовое». В общем, что же делать, всем, кто, так или иначе сделал что-то хорошее, гарантировано в будущем гипсовое уебище своей VIP-персоны. Это такая маленькая месть мира всем хорошим людям. Я просто думаю, что Пушкин с нами с удовольствием шмалял бы по этой хреновине.

- А что бы вы хотели сказать тем, кто не слышал вашего творчества и, возможно, даже не знает, кто такой Егор Летов?

- А что им можно сказать? Им и говорить-то, собственно говоря, нечего. Пусть узнают, кто такой Егор Летов, для начала, и это уже будет большой шаг вперед.

- Что бы вы хотели пожелать ценителям вашего творчества?

- Ни одной умной мысли в голову не приходит… Думайте самостоятельно, ребята, взвешивайте все, проверяйте сердцем любую приходящую информацию.

«И свидетельством истинным в Духе и в Сыне мы оставили повесть о том…». Закончился первый концерт Оргии Праведников в Новосибирске. Уходя, один из поклонников попросил Сергея Александровича:

- Приезжайте!

- Мы вам еще надоесть успеем, - отшутился Калугин.

И услышал в ответ дружный хор голосов:

- Не дождетесь! Мы вас любим!