29.05.2008

«Пациенты Фрейда»: навещать «больных» разрешено.

Идея прийти на репетицию к группе, которую до того ни разу не видел, и написать об этом, сразу показалась мне интересной. Посмотреть на музыкантов в естественной среде обитания, «в домашних тапках», так сказать, когда они не стесняются лажать, а межличностные отношения в группе естественны и очевидны - это, как минимум, любопытно. Тем более, что «Пациенты Фрейда» выступают нечасто, и случая послушать их «в ином качестве» пришлось бы ждать...

Мы долго блуждали в поисках репетиционной точки «Dark Star», и вообще вряд ли бы её нашли, если бы Никита не вышел покурить. Это, видимо, такое особое свойство новосибирских точек - находиться чёрт знает где и ничем не выдавать своего присутствия. «Пациенты Фрейда» настраивались, барабанщик измывался над ударной установкой, две девушки сидели на диване и ждали начала репетиции.

Первое, что стало очевидно - наличие концертной харизмы как у группы в целом, так и у фронтмена в частности: репетиционный прогон программы вполне позволил составить впечатление о том, как они могут смотреться на сцене. Единственным человеком, спокойно исполнявшим свои партии, сидя на стуле, был гитарист Илья. Антон, читающий в микрофон «Кричащие стены», скорчившись на полу, вызывал ассоциации с Лёхой из «П.Т.В.П.» На моё замечание по этому поводу, я услышал: «Твою ж мать, а!? Ну да, я фанат Никонова. А, чёрт, я вырос на его стихах!»

Но если брать к рассмотрению текстовую составляющую творчества группы (а за неё полностью отвечает Антон), то очевидных параллелей со стихами выборгского панка найти не удастся. Тексты Фрая вполне самобытны и, как минимум, не безграмотны. Увы, для молодых новосибирских групп сегодня это уже немало, а если текст при всем при том обладает еще и художественной ценностью – это вообще редкость невероятная. Но там, на «Dark Star», это было ещё не так понятно: сквозь грохот барабанов и гитарные фидбэки прорвался только вопрос заданный в песне «Шоколадка» («как правильно - дрОчишь, или дрочИшь?»)

Вживую звук оказался более плотным и мясным, чем записанный на «Мегатонне». Хотя музыканты и заставили звукооператора использовать не те барабанные сэмплы, на которых пишется весь Новосибирск, «изжить пластмассу» из студийного звука удалось не вполне. «Наверное, чтоб был драйв, надо лажать» - шутят они. Что ж, драйва на репетиции хватало.

Средний уровень владения инструментами в Новосибирске сегодня достаточно высок. Во всяком случае, столкнуться с полной профнепригодностью музыкантов сейчас не так просто. Виртуозов, конечно, немного, но крепкие лабухи уже стали правилом, и «Пациенты» как раз к ним и относятся, хотя случайно сыграть пару лишних квадратов - для них не проблема.

В перекурах, я задавал музыкантам банальные вопросы, в основном об истории группы. По их словам, группа существует «ахрененно давно», полтора года: «Но мы этот факт скрываем: за это время можно было вылезти из андеграунда и научиться играть». Начались «Пациенты» с дуэта - поющий басист (Антон «Фрай») плюс барабанщик (Игорь Стеценко). Потом одновременно пришли харизматичный гитарист Сергей, бывший одноклассник Фрая, и клавишница Катя. Ещё позже появился Илья, «просто как тип, который за пивом сходит, или поможет комбик отстроить», но в результате стал вторым гитаристом. Летом прошлого года из группы ушёл Сергей. Вслед за тем выбыла Катя, и её место занял нынешний клавишник Никита Дементьев.

Всю вторую половину репетиции «Пациенты» собирали новую песню. Буквально «на коленке», отталкиваясь от гитарной темы, наигранной Фраем. «Простую и лирическую», в фа-миноре, пока ещё без слов и с неровным квадратом. Процесс, надо заметить, весьма занимательный. Было бы любопытно послушать его окончательный результат, и думаю, случай ещё представится.

 

Фотографии: Наталья Вологодская