24.02.2009

Менестрель от эльфов

Впервые я услышала Элизбара (это не псевдоним, а крестильное имя) в записи – это был альбом Metamorphoses of Ann': даже на электронном носителе волшебство арфы никуда не пропадало. Боже мой, подумала я, что же будет, если мы услышим это вживую? И когда концерт Элизбара случился в Новосибирске, мы, конечно же, не пропустили его. Выступление было камерным и больше походило на некое таинство. Фотограф, заслушавшись, забывал выполнять свою работу, а у меня пропали все слова. После концерта мы не смогли устоять и напросились на интервью, но получилась, скорее, беседа с элементами перформанса. Вопросы и ответы по существу перемежались с игрой на блокфлейте и импровизированной фотосессией.

- Вы начали играть на арфе шесть лет назад. Что подтолкнуло вас к освоению этого инструмента?

- Я еще в детстве очень полюбил арфу, для меня она связана с волшебством, сказками. Расскажу легенду, которая очень сильно на меня повлияла: был такой регион в Уэльсе, где эльфы иногда проверяли радушие людей. Они спускались с гор в образе людей, то в одну семью, то в другую. И жил-был один молодой человек, который мечтал иметь арфу, но она тогда стоила больших денег – несколько коров. Больше, чем двуручный меч и щит. А юноша был беден. И пришли к нему эти эльфы… Непонятно, кто они такие. То есть, помните, как Троица зашла? Вот, так же. Он их очень радушно принял, выложил все, что было, на стол. Когда гости уходили, они спросили его: чего бы он хотел больше всего на свете? Он, естественно, сказал, что хочет арфу. И она у него появилась, но оказалась не простая, а волшебная: все, кто ее слышал, пускались в пляс. У юноши все хорошо получалось, он прекрасно играл. Однажды к нему пришел его враг и начал издеваться над ним и над его арфой. Тот терпел, а потом начал играть, и остановился лишь после того, как его враг упал от усталости. Отомстил. Но на утро, когда он проснулся, арфа исчезла. И кто-то невидимый сказал ему, что арфа не может служить для вражды, она создана для мира.

- Красивая легенда. Кроме арфы, вы играете и на других инструментах, и у вас есть группа.

-Да, я мультиинструменталист. Владею игрой на мандолине, гитаре, кавале, флейте – классической и ирландской, флуере, и других духовых. Наша группа Ann'Sannat, что в переводе с эльфийского языка Д.Р.Р. Толкиена означает "сказки эльфов, отображенные в песнях", играет арт-фолк рок, в основном это ирландская музыка, но есть и наши собственные композиции. Первая демо запись была сделана еще в 1998 году и называлась так же, как сейчас группа. В начале 2000 года был записан полноценный альбом "Welcome into the morning" (здесь можно послушать некоторые композиции и заказать диск: http://www.annsannat.com/discography.shtml). Он издается и продается во Франции, издательским домом Monte-Cristo.

- Вы много гастролируете?

- Поскольку я живу в Венгрии, то часто выступаю там. Сейчас очень активно приглашают в Москву, Киев, Минск. Путешествия по региону приносят меньше денег, чем в Москве, где много концертов – я музыкально оформляю музыкально выставки, чайные церемонии, но я люблю разные города и новые лица, и не отказываюсь от путешествий. Когда пригласили сюда, я сразу согласился. Если люди зовут, значит, есть какая-то связь, и я должен идти. Как говорили древние: делай, что должен, а там будь как будет.

- Есть ли что-то, что давно хочется сделать?

- Хочу записать диск с песнями на стихи моих любимых поэтов: Федерико Гарсиа Лорка, Иосиф Бродский. Это будут, в основном, песни под гитару или составом.

- Ваши музыкальные, литературные предпочтения?..

- Всю жизнь слушал Аквариум. Сейчас много джаза: Joe Pass, Tellonius Monk, Oscar Peterson, Rozenberg Trio. Слушаю ирландские группы, все не перечислить. Любимые писатели? Их, конечно, много, назову основное: Ф.М. Достоевский, Джек Лондон, Герман Гессе, Дж. Толкиен, религиозная литература. Люблю фильмы Марка Захарова, особенно «Обыкновенное чудо» на меня повлияло. Я хотел бы писать музыку к сказкам.

- У музыкантов совершенно особые отношения с инструментом, некоторые даже дают им имена.

- Я, конечно, понимаю, что это просто кусок дерева, но когда играешь, ты из него делаешь живое существо. И переходишь на другой уровень отношений - я чувствую арфу, и она отвечает мне взаимностью. Инструмент, который сегодня со мной - это арф. Есть и девушка, арфа. В какой-то степени арфа - моя жена. Ещё ни к какому инструменту я так не относился и не испытывал подобных влечений. Предпочитаю играть свои импровизации, потому что только тогда происходит схлещение меня и арфы и возникает некий мистический симбиоз, "человеко-арфа", она становится продолжением рук, мыслей.

- Если в былые времена арфа стоила несколько коров, то как сегодня обстоят дела? Может юноша позволить себе арфу?

- Легче не стало: и сегодня бедный юноша вряд ли приобретет арфу. Средняя цена - от 1.500 до 2.500 долларов. За рубежом существует практика проката педальных арф, но и это удовольствие не из дешевых. Большинство исполнителей довольствуется прокатом. Бедному же юноше остается ждать эльфов.

 

Лилия ИЛЬИНА

Справка: Современная арфа – сложнейший инструмент, можно сказать, целая музыкальная конструкция: в ней более 2500 деталей. Между тем, мастерству изготовления этого инструмента официально нигде не обучают. Выпускники технических и музыкальных учебных заведений учатся у старых мастеров, приобретая новые специальности: инженеры-акустики, настройщики, слесари-лекальщики, краснодеревщики-сборщики. Поэтому неудивительно, что результат их труда ценится так высоко: средняя цена реализации 46-струнной педальной арфы на мировом рынке составляет 15-18 тысяч евро.