21.04.2016

1000+ над уровнем тайги - обзор новосибирского музыкального ландшафта. Часть третья.

Итак, перед вами третья, заключительная часть нашего обзора. В этой связи сразу повторим дисклеймер из первого эпизода — это не рейтинг и не хит-парад. Если последовательно просмотреть все три части, вы может обратить внимание, что правило расположения групп по возрастанию числа подписчиков в vk соблюдается нестрого. Отчасти это связано с тем, что уже после выхода первой части обзора нам стали присылать ссылки на странички, о которых мы не знали или забыли. И, если кто-то, кого вы ожидали здесь увидеть, в список не попал — причины этого, думается, очевидны.

1000+ над уровнем тайги - обзор новосибирского музыкального ландшафта. Часть третья.

Считаем нужным опубликовать следующее опровержение: в прошлом обзоре время образование группы Zimne было указанно неверно. На самом деле, проект существует не с февраля 2013, а с ноября 2012 года, и, соответственно, дебютный EP они записали не за месяц. Приносим свои извинения музыкантам. Но всего остального, сказанного о них, это не отменяет ни в коем случае.

Все цифры в третьей части указаны на одиннадцать дня двадцать первого апреля.

Приятного чтения.


XPipes

  • https://vk.com/x_pipes
  • Число подписчиков: 1 888
  • Last FM
  • Слушатели: 7
  • Прослушивания: 70

Волынки! Это первое, что приходит в голову, когда речь заходит о XPipes. Волынки стали их отличительным знаком, их гербом и знаменем — XPipes играют на них всё, что только приходит им в голову. Но не волынками едиными — группа использует богатый арсенал духовых и не только инструментов. Есть и другие достоинства у этого молодого, основанного в 2015 году, коллектива: драйв, остроумные аранжировки, прекрасный ансамбль мужских и женских голосов — временами вспоминаются даже великолепные Hedningarna. Хотя сибиряки, надо признать, гораздо жизнерадостнее своих скандинавских коллег, и аранжировки их больше ориентированы на посещающих клубы и пабы горожан, нежели на завсегдатаев языческих капищ.

Музыканты XPipes далеко не новички, и успели отметиться в целом ряде интересных проектов: от дарк-кантри группы The saint and the dead, где участвовал солист группы Руслан Биркин, до международной постановки фолк-рок мюзикла «Тристан и Изольда», где поучаствовали волынщицы Галина Беляева и Алина Мосина. Галина, помимо этого в разное время играла с группами Иван Кайф, Родная речь и ирландским флейтистом Брайаном Финнеганом. А барабанщик Дмитрий Костяшов также известен как новый вокалист Коридора.

Группа уже успела записать дебютный EP, но цифры на Last FM ещё очень далеки от ожидаемых. XPipes стоило бы плотнее заняться вопросами дистрибуции и популяризации своей музыки в сети. Она этого заслуживает.


Путти

  • https://vk.com/putti1983
  • Число подписчиков: 2 639
  • Last FM
  • Слушатели: 669
  • Прослушивания: 13,1 тыс.

Старейшая из действующих панк-формаций Новосибирска, коллектив во многом легендарный. Для некоторых — лишь потому, что они «соратники Егора Летова из героических восьмидесятых». Но это зря — Путти вполне самодостаточны и без этого бэкграунда. С 1983 года, когда сей коллектив был создан в стенах туалета торгового училища, его состав неоднократно менялся. Единственной константой в группе, кроме двух лет, отданных службе в войсках МВД, остаётся Александр Чиркин. Путти записали фантастическое количество альбомов (более девяноста!), переиграв на них всё — от панка как такового до ска и панк-хардкора. Благодаря постоянным вливаниям в состав молодой крови, Путти не закостенели и не забронзовели, сохраняя свежесть взгляда на себя и продолжая экспериментировать с собственной музыкой. В настоящий момент они записывают новый альбом.


LENIN WAS A ZOMBIE

  • https://vk.com/lwaz_band
  • Число подписчиков: 2 709
  • Last FM
  • Слушатели: 7 624
  • Прослушивания: 254,9 тыс.

Анонимный студийный проект, существующий с 2009 года и выпустивший к настоящему времени 14 альбомов, 2 EP и альбом ремиксов. Позиционируют себя как «disco-trash band», но это не более чем попытка защититься от слишком серьёзного к себе отношения — к музыке LWAZ это определение можно отнести лишь условно. Достоверно известно, что начинался LWAZ как one man army и просто по-приколу. По поводу произошедшего со временем расширения состава есть определённые подозрения, а вот с приколами всё осталось по-прежнему. И если в текстах (почти все — на английском) «шутки юмора» хорошо заметны, то по звуку вы об этом не догадаетесь, и чтоб докопаться до слоя, где становятся видны ирония и самоирония автора(ов), нужно прослушать больше одного альбома. Это настолько тонкая шутка на тему современной музыки, что если вы поняли, где смеяться, значит, ваш музыкальный вкус близок к абсолютному. Если же нет — это не помешает вам получить удовольствие. Лучшие пародии, как известно, становятся классикой пародируемого жанра — LWAZ спародировали изрядных размеров кусок современной музыки, фактически создав параллельную реальность, где нафиг не нужны никакие Gorillaz, Prodigy, the Chemical Brothers и прочие Asian Dub Foundation. Но без них до этой реальности не добраться, и это — тоже часть шутки. LWAZ — это больше, чем постмодернистское фиглярство с цитатами и самоцитатами: это музыка, чувак.

LWAZ принципиально не продают свою музыку, предлагая всем желающим скачивать её бесплатно. Возможно, они чувствуют себя стендап-комиками, несущими весёлую околесицу, которых при этом принимают за экспертов в области чего угодно. А брать в такой ситуации деньги — значит дурить людям голову. Впрочем, возможно, им просто лень заниматься торговлей — заниматься музыкой гораздо интересней.


Meet the Stars

  • http://vk.com/meetthestars
  • Число подписчиков: 3 330
  • Last FM
  • Слушатели: 521
  • Прослушивания: 4 193

Основанная в 2010, первоначально группа называлась Jump Under Mad Panic, исполняла альтернативу с вкраплениями репкора, и в этом качестве записала EP и два сингла. Но по мере изменения стиля группы было решено изменить и название. Новое имя коллективу дал их первый сингл, записанный в новом звуке — «На встречу к Звёздам». С тех пор и по настоящий момент они исполняют техничный металкор, где сочетают скрим с чистым вокалом, и не стесняются разбавлять тяжёлый звук синтезаторами в духе (извините) Enter Shikari, а сложные ритмические рисунки — чередовать практически с диско. Под новым названием в 2013 году был записан альбом «Голоса миллионов», очень хорошо принятый публикой, где особенно обращает на себя внимание песня «Снег над Огнём» посвящённая погибшим на поле боя солдатам. Думается, спетая каким-нибудь Кобзоном, эта песня не вызвала бы у вменяемых слушателей никакой реакции, кроме рвотного рефлекса. Но, исполненная надрывным криком в сопровождении жёстких гитар, она удивительным образом вызывает доверие. Несмотря на некоторые трудности, связанные с изменениями состава, коллектив много выступает в городах Сибири, и в настоящий момент работает над новой программой. От Meet the Stars как от группы, явно не боящейся экспериментировать со звуком, вполне можно ожидать сюрпризов.


Этнодуэт Sandal

  • http://vk.com/sandalmusic
  • Число подписчиков: 3 854
  • Last FM
  • Слушатели: 4 028
  • Прослушивания: 13,7 тыс.

Дуэт Дмитрия Ржаницына и Евгении Жуковской существует с 2006 года. Их музыка хрупка, прозрачна, полна света, любви и почти религиозных переживаний. Она огромна, заполняет собой весь космос, и в то же время очень интимна, тиха и камерна — её можно собрать в ладони, как воду. Всю. И она там поместится, отражая в себе весь космос.

Sandal записали два альбома, рецензию на первый из них можно прочитать здесь, на нашем сайте. Они постоянные участники огромного количества фестивалей этнофольклорной и не только направленности. Помимо песен собственного сочинения на русском языке, Sandal исполняют аутентичный фольклор на множестве языков, живых и мёртвых.


Crime Ink.

  • https://vk.com/c4 193rime_ink
  • Число подписчиков: 3 974
  • Last FM
  • Слушатели: 634
  • Прослушивания: 18,8 тыс.

Совсем недавно они назывались Crime Against Humanity, под этим названием они сформировались в 2011 году, записали один EP и несколько синглов, но в преддверии выхода нового альбома внезапно сменили название. Играют Crime Ink. зубодробительный прогрессив-металкор с текстами на русском, повествующими о реках крови, пепле империй, величии и ничтожестве слишком много возомнивших о себе смертных.

В отличии от Meet the Stars, они почти не балуют своих слушателей мелодичными рефренами с чистым вокалом, возглашая свои проповеди о природе власти утробным звериным рыком. Не чужд группе и некоторый концептуализм — EP «Aether» открывался и закрывался фортепьянной темой, замыкаясь в кольцо, подобно Уроборосу. По тем песням с будущего альбома, что уже опубликованы в vk, можно составить впечатление, что Crime Ink. не поддались искушению полифонии, но сделали всё, чтоб научить свои гитары убивать. Остаётся дождаться релиза — это должно быть как минимум интересно.


Буготак

  • http://vk.com/bugotak_sayan
  • Число подписчиков: 5 399
  • Last FM
  • Слушатели: 30,8 тыс.
  • Прослушивания: 328,9 тыс.

Горловое пение среди поклонников world music пользуется неизменным спросом. Популярность этно-рок группы Буготак — проекта Георгия «Саяна» Андриянова — тому прямое подтверждение. По каким-то причинам последний из четырёх записанных группой альбомов датирован аж 2009 годом, рецензию на него вы может найти на нашем сайте. Тем не менее, Буготак отнюдь не прекращал своего существования: он продолжает активную концертную и фестивальную деятельность. Отличительной его особенностью является свободный, непринуждённый подход к смешению традиционных инструментов и музыкальных практик с современным звуком — перегруженные гитары и электроника прекрасно дополняются алтайским горловым пением. А можно и наоборот — есть в репертуаре Саяна интерпретации рок-хитов, сыгранные на этнических инструментах.

На ластике проект известен в двух основных вариантах написания названия: Буготак и Bugotak. Есть и другие, но в численном измерении их присутствие не выходит за рамки статистической погрешности, поэтому цифры Last FM приводятся по сумме первых двух.


Коридор

  • http://vk.com/club436975
  • Число подписчиков: 5 605
  • Last FM
  • Слушатели: 3 693
  • Прослушивания: 139,9 тыс.

Группа, недавно потерявшая своего лидера и основателя Алексея Костюшкина, не сдалась под ударами судьбы, и продолжает его дело. Основа этого, значимого для новосибирской сцены, коллектива сформировалась ещё в середине восьмидесятых. Коридор несколько раз распадался и собирался вновь, в том числе — под другими названиями, и стабилизировался как музыкальная единица только к середине девяностых. При жизни Алексея группа записала восемь альбомов, при этом первым обычно считают «Попроси меня спеть», вышедший в 1999 году. Фактически же это третий альбом, но он стал первым официально изданным на CD и аудиокассетах.

Естественно, это русский рок, со всеми сопутствующими ему атрибутами: логоцентризмом, чему немало способствовал лирический талант Алексея, и узнаваемо рок-н-ролльным, но не тяжёлым звуком, расширенным за счёт духовых инструментов.

Буквально на днях Коридор презентовали свою новую концертную программ «Мир не будет таким, как прежде». Место у микрофона занял бывший барабанщик группы Дмитрий Костяшов, и, если судить по восторженным отзывом посетивших концерт, справился хорошо. Вслед за концертной программой, в ближайшее время будет представлен и новый альбом.


Рви Меха — ОРКЕСТР!

  • http://vk.com/rvimexa
  • Число подписчиков: 6 315
  • Last FM
  • Слушатели: 1 030
  • Прослушивания: 15,6 тыс

Вряд ли Александр Петенёв проводил какие-либо маркетинговые исследования, когда в далёком 2003 (а по некоторым источникам в 2004) собирал Рви Меха — ОРКЕСТР!, но попадание в массовое сознательное, бессознательное и слушательский спрос оказалось стопроцентным. У нас тут Сибирь, а в Сибири ничто так не ценится, как солнце и тепло. И того, и другого в музыке оркестра нашлось с избытком: это коктейль из балканских мотивов, ска, клезмера, латино и старой доброй умца-умца, и всё это завёрнуто в жиганско-цыганский ретро-имидж музыкантов. Воскресшие цыганские бароны и пляшущие медведи прилагаются. В результате, музыка пришлась к двору и по ту сторону Урала — свой второй альбом Рви Меха издали на лейбле «Бомба-Питер», с этого началась не прекращающаяся по сей день история их фестивальных похождений и регулярных гастролей. К настоящему моменту группа записала четыре альбома и сейчас готовит пятый. Есть в их закромах и видеоклипы, но серьёзно сами они воспринимают только последний, снятый на песню «Волга 21».

На ластике с группой всё весело — из-за разнобоя в написании мета-тега «Исполнитель» у них образовалась целая россыпь страничек. Самым популярным оказался вариант Рви Меха Оркестр, за ним идут Рви Меха и Рви Меха — Оркестр!, ну и так далее. Поэтому и цифры прослушиваний даны в приближении — на основе трёх самых популярных вариантов.


Дядя Женя и Eba-Dey Gang

  • http://vk.com/club206817
  • Число подписчиков: 6 422
  • Last FM
  • Слушатели: 936
  • Прослушивания: 8 319

Говорят, что Дядя Женя (в миру Геннадий Лабомбов) лёг на дно, завязал с репом, полностью посвятив себя науке, но может быть когда-нибудь потом он что-нибудь запишет. Жаль, если нет — не так много в природе поэтов, умеющих читать реп — даже меньше, чем реперов, «умеющих в поэзию». Eba-Dey Gang, его группа, не оставили после себя полноценных студийных записей, и не так уж много было сыграно концертов, но тем не менее, в паблике vk публика не расходится — вспоминает, обсуждает, надеется и ждёт.

Со статистикой на ластике всё ещё веселей, чем у Рви Меха — названием во всевозможных вариациях написания Eba-Dey Gang помечены в основном концертные бутлеги и записи с батлов Дяди Жени. Оттого и цифры тоже даны в приближении.


SOULSHOP

  • http://vk.com/soulshopband
  • Число подписчиков: 7 318
  • Last FM
  • Слушатели: 271
  • Прослушивания: 2 958

SOULSHOP — очень стильная в плане внешней атрибутики альтернативная группа. Очень. Строго говоря, внешний стиль — это главное, что у них есть. Их фото-сеты — чёрный иконостас, чья миссия — бесить родителей юных фанатов, концертный мэйк-ап явно занимает музыкантов не меньше, чем собственно музыка, концертные движения тщательно отрепетированы, а видео — мечта программного редактора A-One середины нулевых. Музыканты, безусловно, умеют играть, а Валерия Рукавишникова умеет петь. Но.

Помните в предыдущей части обзора группа СИММЕТРИЯ подверглась критике за качество текстов песен? Так вот, у нас новый победитель в номинации «Трент Лэйн нашего городка». SOULSHOP были бы прекрасной группой, если бы пели по-английски. Или нашли бы себе сонграйтера, дружащего с великим и могучим на уровне, превосходящем уровень старшеклассника-графомана.

Проект функционирует с 2011 года и за это время записал два EP и несколько синглов. Статистика Last FM при этом выглядит довольно скромно для коллектива с такими амбициями и семью тысячами подписчиков в vk.


Ploho

  • http://vk.com/the_ploho
  • Число подписчиков: 8 082
  • Last FM
  • Слушатели: 9 878
  • Прослушивания: 252,6 тыс.

Ploho, одни из так называемой «волны сибирского пост-панка», зародились в 2013 году в качестве студийного проекта. В 2014 году им удалось найти барабанщика и стать полноценным концертирующим коллективом. С тех пор они записали три EP и множество синглов. Они популярны, о них пишут заметные интернет-издания, они ездят в туры по городам и весям, их даже называют «голосом поколения». Если учесть, что в среде молодых людей сегодня широко распространено мнение, что всё плохо, а именно об этом повествует в большинстве своих песен группа с «говорящим» названием, то последние утверждение может претендовать на истину.

Пост-панку свойственна лаконичность выразительных средств, и Ploho далеко не исключение — они позволяют себе немного клавишных, чуть-чуть фуза на гитару, но это, пожалуй, всё. На своём последнем альбоме они занятным образом напоминают Кино, на что почему-то никто упорно не обращает внимания. Как и все, попавшие в наш список представители «волны», Ploho активно гастролируют и имеют хорошую статистику на Last FM.


СРУБ

  • https://vk.com/rpynnacpy6
  • Число подписчиков: 8 469
  • Last FM
  • Слушатели: 8 254
  • Прослушивания: 366,5 тыс.

Ещё один гребень «волны сибирского пост-панка», пожалуй самый оригинальный как с точки зрения лирики, так и в музыкальном отношении. Безусловно, пост-панк диктует свои строгие правила, но тот, кто ищет, найдёт способ шагнуть за флажки: Сруб заставляют вспомнить не Joy Division в первую очередь, но дебютный и крайний альбомы Dead Can Dance. Причём сибиряки, скрестив пост-панк с сегодняшним днём «танцующих мертвецов», звучат заметно более странно и психоделично, чем рискнули великие австралийцы в далёком 1984. И если бы «Anastasis» был записан не в 2012, а годом позже, или Сруб возник годом раньше, то совпадение было бы достаточно символичным.

И с Бренданом Перри у Игоря Шпранского, как у вокалиста, пожалуй, есть что-то общее. Отчасти тембр, отчасти то, что он действительно умеет петь, что, к сожалению, можно сказать далеко не о всех героях пресловутой волны.

Мы позволим себе не касаться темы лирики Сруба в этом обзоре, т.к. уже делали это в рецензии на «Песни Злых Цветов» — крайний на данный момент альбом группы. Всего же коллектив успел записать один EP и три альбома, что самым очевидным образом находит своё отражение в статистике ластика.


БУЕРАК

Единственная из попавших в список групп сибирского пост-панка, возникшая не в 2013 году (мёдом им там всем, что ли, было намазано), а годом позже, и не в Новосибирске, а в Усть-Чилиме, откуда позже перебрались в наш мегаполис. Записавшие несколько синглов и три EP, Буерак вполне себе концептуалисты — в своих ранних работах они изрядно всех запутали псевдокриминальной тематикой своих песен, но со временем изящно от неё отошли, заставив своего лирического персонажа, лишённого иронии провинциала с криминальным прошлым, переехать вслед за собой в большой город, где у него возникли новые поводы для недоумения и переживаний. Они сравнивают себя со Звуками Му, хотя для них есть и более очевидная аналогия в советской рок-музыке, — это Центр Василия Шумова. Здесь и схожесть музыки (пост-панк, как-никак, ответвление новой волны), и описательный, на грани принципа «что вижу, о том пою», подход в лирике, и нарочитое пренебрежение необходимостью петь. На ластике, при этом, у них всё ок.