21.01.2012

ГАЛИНА РОМАНОВА и группа «ПЕРВОМАЙКА» // Последний луч заката (Кореш, 2011)

Каково будет ваше отношение к блатняку? А к романсам народного сочинения? Репертуар нашей землячки Галины Романовой (она же Лёля Белая) и группы со звучным названием «Первомайка» составляют именно такие, наипримерным образом соответствуя пожеланиям министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева. Тому должно быть отрадно, что чиновничий призыв находит отклик в сердцах и, не смотря ни на какие происки врагов, не заснёт летаргическим сном. Даже ничего, что альбом записан чёткой студией «Кореш», а в списке причастных к созданию оного фигурируют не только музыканты, писатели, бизнесмены и бывший программный директор «Нашего Радио Новосибирск» Евгений Величко; но, первые люди в этом деле: родная тётка Лёли (профессор медицины, между прочим), старший тренер НЭТИ, ещё один сотрудник НЭТИ, «которого снимают за пьянство и дебош», Зэка из СИБЛАГа, братан, эмигрант, спекулянт с Центрального рынка, водитель кобылы и «никто, ниоткуда» - компания просто блеск! Целое оппозиционное движение: интеллигенция и воры за одним столом, слепо верующие в одни и те же ценности и желающие спасти родину-матушку.

ГАЛИНА РОМАНОВА и группа «ПЕРВОМАЙКА» // Последний луч заката (Кореш, 2011)

Оформление у диска, надо признать, действительно отличное: что важно, выдержан стиль начала века с последними русскими буржуа, ещё не сбежавшими за границу, эпоха граммофонных пластинок в самом разгаре и время царствования на эстраде повлиявшего на развитие целого ряда её жанров Александра Вертинского. Совершенно неудивительно, что стихи выдающегося артиста цитируются на развороте. Ну, а как же иначе?

Теперь, собственно, музыка. Состав инструментов в «Первомайке», что называется, «правильный»: рояль, контрабас, баян, гитара и скрипка. Романсы вроде бы тоже всамделишные. Не все народные, но кто не знает, скажем, «Отцвели уж давно хризантемы в саду»? Вот только исполнение... Исконно русской тоски здесь более чем в достатке. Скрипка от смычка не просто плачет – она заливается ручьями. Весь оркестрик играет по нотам, но в какой-то злачной ресторанной манере с одесским душком, будто в кабаке сидят бывшие соотечественники, а перед ними изгаляются цыганские артисты. И в голосе Романовой так и слышится блатное послание. Есть что-то в нём от Любови Успенской (лирическая сторона русской женщины видимо), бандитской Аллы Баяновой, хулиганской Вики Цыгановой (пользуясь случаем, выражу слова искренней благодарности за обожаемые мною в детстве «Балалайку-заразу» и «Русскую водку, чёрный хлеб, селёдку») и от Ваенги (куда уж сейчас без неё?!). Всему найдутся оправдания, конечно, и форма для «нашего» человека доступная, ключ от души, так сказать, но как-то коробит от такого прочтения. Когда же начинается блок «Для блатных романтиков» - настроение и вовсе хиреет. В этой части альбома «романсы» уже откровенно сползают до неприкрытого тюремного словца: «это Клим Ворошилов и братишка Будённый», «по кривым извилистым дорогам», «из кино домой с милой дамою возвращался барыга пешком» и т.п. – как есть зачатки современной уголовной лирики. И оно бы не страшно, если добавить лоску, переживаний каких-то, а не тыранутого мотива из «Семнадцати мгновений весны». Да ведь, разобраться, и в таком виде исполнять «шансон» в стране российской многим западло. Точнее, романсы. Разумеется, я имел в виду романсы.