25.05.2016

ИСТОВ // Неурожай (Истов, 2016)

На повестке первый альбом лидера новосибирской панк-группы Наизнанку Никиты Ховякова в рамках его рэп-проекта. Ещё сатирик Михаил Задорнов обращал внимание на лозунг из популярной советской песни «Мы железным конём все поля обойдём, соберём, и засеем, и вспашем». Сейчас, как нам, городским жителям, известно, как раз начинается дачный сезон, но ЭмСи Истов уже констатирует неурожай. Вполне себе честный вердикт, хотя он, разумеется, имеет в виду совсем другое.

ИСТОВ // Неурожай (Истов, 2016)

Слушая этот альбом, я несколько раз задавал себе вопрос «Зачем я это делаю?». Не потому, что негативно настроен к обозначенному жанру – напротив, мне очень нравится хип-хоп. Но здесь, как и во многих отечественных работах, рэп сводится к банальным вещам, скуп на интересные обороты и сюжеты, и, в общем-то, более близок к нашему же бандитскому шансону. А повествовать можно хоть о поездке в деревню, хоть о неудачной покупке автомобиля двумя лопухами – что блестяще продемонстрировал народный ансамбль Сектор газа.

Уголовная тематика, тем паче, благодатная, если за неё опять же берутся люди с хорошей фантазией. Ну и при записи гангста-рэпа требуются ещё злоба и энергетика – без них ничего не получится. Как «настольную книгу» рекомендую к прослушиванию альбом «Shut ‘em down» американской группировки Onyx, записанный почти как театральная постановка, в ходе которой герои то делят бабки, то кого-то пытают, то вытворяют что-то ещё. А главное – сами песни звучат как добротный боевик. Приходит на ум и отечественный артист – White hot ice с бодрящим компактом «В дураках». Упомяну также хип-хоп оперу «Копы в огне» - действительно мощную историю с качающими битами, юмором и прочей красотой, потребовавшей участия значительного числа людей.

Конечно, надо учесть, что это всё-таки первая общедоступная работа сайд-проекта фронтмена группы Наизнанку, записи которой тоже вызывают вопросы. Опять-таки не к качеству фиксирования, но к форме и содержанию: в попавшихся мне под руку песнях я обнаружил стилистический разброс от Агаты Кристи до каких-то дворовых песен в духе чуть ли не группы Нэнси и Жени Белоусова, с остановкой на раммштайноподобный гимн любимой хоккейной команде. Однако пока зацепиться совершенно не за что.

Да, в «Космическом докторе» и «Здесь места нет», к примеру, слышатся образчики Никиты в лице Eminem’а, Серёги и Басты. Я даже умудрился услышать сходство с Муриком из Green Gray. Но взял он от школьных кумиров не самое лучшее, и пока не привнёс ничего своего. Про голос улиц и наркотический плен, о том, как «забирали» и девушку, которая вышла за другого, мы уже слышали тысячи раз. Те же претензии к коллабораторам Истова, своим участием ничем не спасшим совместные треки. Ни Anst, ни Бразик, ни Михеи4. Эх, сюда бы Михея первого – и одна «Сука-любовь» преобразила бы всю авантюру добротным соулом.

Если помните, у Noize MC есть отличная песня с сэмплом The Cranberries, а у Ice Cube - из No Doubt. Согласно очевидной формуле «мужской рэп под женский рок» трек Истова под наименованием «В потёмках» начинается с голоса Сандры Насич, но, к сожалению, в данном случае она не сработала. Может, солистка немецкой группы не вытянула ноту? Или причина слабины номера объясняется чем-то иным? Девять подтверждений прилагаются.

Отчаиваться, конечно, не стоит: ещё есть время, чтобы сначала всё-таки вспахать почву, потом её засеять - и в итоге, глядишь, будет урожай без приставки «не». Однако утверждение из «Уходящих» «мои года пересекли тридцатую границу» - уже звоночек, знаменующий, что стоит поспешать.