15.06.2016

The Ear // Who Was Consulting God (The Ear, 2016)

The Ear атмосферны, пафосны, претенциозны и концептуальны. Пока ещё студийный, но уже не только инструментальный новосибирский проект (для влюблённых в термины - пусть это будет “атмосферный пост-метал/прогрессив”) записал весьма амбициозный мини-альбом. И хотя уровень притязаний у них пока явно выше достигнутых результатов, их третий EP “Who Was Consulting God” даёт основания полагать, что они не безосновательны. Тем более что сам факт наличия амбиций - это уже хорошо.

The Ear // Who Was Consulting God (The Ear, 2016)

Если пытаться подобрать наиболее близкое соответствие их музыке в сфере философии, то таковым окажется космизм. Это находит своё выражение в музыке, названиях треков, в словах и даже оформлении  - монохромном, по уже сложившейся традиции: обложка EP демонстрирует изящную рифму визуальных образов - мы видим кольца некой планеты-гиганта, но можем увидеть и катушку магнитофонной плёнки, и винил, покрытый спиральными нитями звука - пифагорейская гармония сфер, сжатая до рукотворного носителя.

Но это очень странный и пессимистичный космизм: да, человек - часть Вселенной, наравне со звёздами и опавшей листвой, и даже соучастник акта творения (“Who was consulting god, when he was just a beginner?”). Но, пожалуй, это самая несчастная часть мироздания, отсечённая от смысла собственного бытия приступом вселенской шизофрении. Как тот маленький крокодильчик из анекдота, вопрошающий “Ну и нафига мне всё это?”. Мы рождаемся, обретаем имя, лицо, разум лишь затем, чтоб, не успев понять, а что, собственно, происходит, всё это потерять и слиться с мирозданием, став космической пылью.

Собственно об этом и поётся (!) в открывающем релиз треке “The Leader”. В отличии от прочих треков альбома, он чётко и очевидно структурирован: ориентальное интро взрывается жёстким куплетом, потом бридж, сочетающий элементы того и другого, потом снова взрыв - и тишина. В результате получился самый запоминающийся трек на EP. В куплете на вокале прекрасно отработал небезызвестный в металлических кругах Новосибирска Андрей Раевский.

Большинство треков, как уже говорилось, подобной очевидной структуры не имеют. Мелодические элементы практически лишены развития, они здесь далеко не самое главное - лишь часть звуковой текстуры. В какой-то мере это напоминает принцип традиционного восточного музицирования с импровизацией по канону, когда одна и та же фраза повторяется из раза в раз, изменяясь слишком медленно для того, чтобы можно было понять, где и когда именно это происходит. Гораздо большую роль играют ударные, слои гитарных, синтезаторных и Бог его знает каких ещё шумов в диапазоне от психоделических шёпотов и трелей до дрона и гитарного нойза. Эволюция композиций зачастую сводится к изменению плотности звука, нанесению новых слоёв на акустический холст с последующим их удалением.

“Leaf by Niggle” - грустная, осенняя по настроению пьеса, вдохновлённая одноимённым рассказом Толкиена, и именно она является ключевой для понимания концепции “Who Was Consulting God”. Идея рукотворной голограммы, идеального мира, развёрнутого из образа одного-единственного опавшего листа и в него же ушедшего, и образ маленького человека, не осознающего своего места в мире, сломанного миром, но, не ведая того, соучаствующего Богу, связывают EP воедино на смысловом уровне. Она и выходившая ранее отдельным синглом “KOI-256” (название системы двойной звезды, неожиданно, правда?) в музыкальном отношении, пожалуй наиболее прогрессивные композиции релиза. По крайней мере, они самые сложные по структуре.

“Who Was Consulting God”, заглавная и задающая тему всему альбому, одна из двух вещей вызывающих ассоциации с Дельфином в начале его экспериментально-шумового периода (“Плавники”, “Ткани”). Вторая из них - закрывающая альбом “Point”. А самая неожиданная композиция на альбоме, и трудно сказать, хорошо это или плохо, - “Follow The Snakes”. Её гитарный стрекот рождает в воображении то образ The Cure на спидах, то U2 под кислотой.

Резюмируя, можно лишь повторить то, что было сказано в начале: EP “Who Was Consulting God” - это удачный, если не сказать многообещающий, релиз от амбициозных новосибирских музыкантов. Он не лишён некоторых недостатков, но достоинств уже заметно больше.