Исходя из первого заметного результата Умов, можно констатировать, что избранное ими направление называется калифорнийским панком. Честно говоря, дефицита в подобной музыке я не припомню. В штатах обогащаются на подростках музыканты групп Blink 182, Offspring и Green Day. У нас условия более скромные, но сцена тоже не пустует: последние лет 15 список просто пестрит названиями вроде Элизиума, на фоне которых выгодно выделяются ставшие уже мэтрами коллективы Наив и Тараканы!. Запомнились весёлые Ульи с их остроумными текстами и ностальгические Приключения Электроников. Однако новосибирских ребят подобная конкуренция, вероятно, никак не смущает.
Понятное дело, романтика, гормоны, парням хочется очаровывать девчонок простыми песнями о любви, им хочется свободы, кататься на скейтах, дуть пиво и тому подобное. Всё, как и в прошлом десятилетии. Разве что MTV отпало. Но теперь у них есть социальные сети и айфоны. А так всё по-прежнему. И это замечательно, что Умы задаются важными для себя вопросами «Зачем мне снятся сны?» и «Кто из нас к кому быстрей вернётся». Совершенно неудивительно, что чуть ли не в каждой песне они справляются о состоянии своих пылающих сердец - ребята ещё только открывают для себя мир. Прекрасные порывы, должно быть, ими движут, и сильные эмоции переполняют их.
Между прочим, тех же самых догм придерживаются и коллеги Умов из ансамбля с похожей биографией Братья пилоты, звучание и тексты которых невероятным образом перекликаются с тем, что мы обнаруживаем в обозреваемом альбоме. Что до слов, то тут достаточно одной цитаты «Я знаю точно, ты спишь где-то там, но в своих снах ко мне летишь», чтобы обнаружить общность авторских мыслей. Обращаясь же к музыкальным формам, и вовсе теряешься в попытках найти различия: эти два коллектива оказываются настолько похожими между собой, что естественным образом начинают казаться единым. Впрочем, мою озадаченность подозрительным «эффектом близнецов» рассеивает тот факт, что и там, и там действительно солирует один и тот же человек - Николай Сидоров. Зачем ему в рамках разных проектов клонировать себя, как агент Смит – не знаю. Остаётся только пожать плечами в ожидании его третьей, четвёртой и пятой команд.
Разумеется, хотелось бы, чтобы два коллектива, в составе которых есть одни и те же участники, всё-таки различались не только названиями. Хотелось бы видеть изменения в звуке каждой из оных и взросление в текстах вместо спекуляции на юношеских потребностях. И главное, как стержень – собственное лицо, или хотя бы стремление его обрести. Законы жанра законами жанра, но только фирменный стиль конкретной персоналии делает её узнаваемой. К сожалению, «Верить в чудо» Умов и «Где нет меня» Братьев пилотов, а также архивы с ранними записями тех и других желанную эволюцию не демонстрируют. Слушать их без девушки, скейта и банки пива не находится никаких причин. А если с ними – тем более. Может быть, последующие релизы чем-то удивят?
Лучшее, на мой взгляд, в этом альбоме – это обложка. Далеко не самая панковская, но, во всяком случае, приятная и нежная, с птичкой на черничных и зелёных кляксах, вполне подошедшая бы к какой-нибудь элегантной электронике или поп-музыке. Кстати балдёжное решение упоминавшегося также «Где нет меня» мне тоже понравилось. Фото там получилось практически как у Bloodhound gang. Ещё бы юмора подсыпать в сами записи – глядишь, получилась бы в самом деле прикольная пластинка. Ч/ю не раз спасало и Васю Васина, и Чачу Иванова, и Нойза MC. Да и персонажи Александра Татарского, если помните, всю дорогу вызывали улыбку. Подобное украшательство не повредит и Умам.