08.02.2009

Арфотерапия в «Бродячей собаке»: ох уж эти сказочники

На мой взгляд, стулья в «Собаке» - не самая удобная мебель для того, чтобы расслабленно внимать музыке: они очень тяжелые, и у них высокие жесткие спинки. Однако, как оказалось, нет ничего лучше, как опереться на такую спинку боком, и слушать загадочно мерцающую в полумраке арфу, краем глаза видя тлеющие угольки в каменном мангале слева. Музыку Элизбара, благодаря которой «Собака» в этот вечер обнаружила сходство с эльфийской гостиной, трудно чем-то испортить. Дай палец этой сказке – оттяпает руку, и вот уже между столиками бродят воображаемые единороги, а у потолка роятся феи. Ох уж эти сказки. Ох уж эти сказочники…


Кстати, о единорогах. Покорила меня в этот день фраза, которой Элизбар анонсировал одну из своих композиций (он назвал ее «Брачный танец единорогов»): «Кто такие единороги – все, конечно, знают. Но то, вступают ли они в брак или проживают свою жизнь в одиночестве, остается для меня вопросом насущным. Я перерыл кучу волшебных энциклопедий, и не нашел там ничего об этом. Впрочем, я вообще нашел там очень мало информации об единорогах - такое ощущение, что их ВООБЩЕ НЕТ». Сказка и чудо – вообще неотъемлемые части творчества Элизбара, его личной музыкальной реальности: «Что-то приходит и говорит: напиши меня». К этому волшебству он приобщает и своих слушателей, подробно инструктируя их в самом начале концерта: «Я хочу, чтобы вы, слушая музыку, написали музыкальные сказки – те, которые мы придумываем себе сами, вслушиваясь в звуки».

«Кудесник арфы» известен новосибирцам во многом благодаря диску «Metamorphoses of Ann», а также – дискам его группы AnnSannat. «Так получается, что «Метаморфозы Анны» бегут впереди меня, я только потом приезжаю и даю концерты» - говорит музыкант. – «Саму эту композицию я не писал, я рисовал ее звуками – оказывается, и так можно. И больше всего по настроению она напоминает момент из фильма «Все утра мира», герой которого при помощи музыки вызывает бесплотный дух умершей возлюбленной». Следующий альбом Элизбар планирует назвать «Готика инея» - как оказалось, укрепиться в этой идее ему помогла публика, собравшаяся на его первом новосибирском концерте этого года, прошедшим в «НИИ Куда».

Элизбар, не в первый раз выступающий вживую перед любителями музыкальных сказок нашего города (в прошлом году он давал концерт в малом зале Дома ученых), на этот раз «расширил программу» выступления: помимо арфы, на сцене оказались гитара и та самая «палитра дудочек», что в прошлый раз осталась за сценой. Элизбар пообещал поиграть на них, если останется время, и сдержал-таки обещание: пока благодарные слушатели после концерта раскупали диски, рассказывал о том, откуда к нему попала та или иная флейта или дудочка, и показывал, как она звучит. Для чего Элизбару гитара, стало понятно ближе к середине концерта, когда он взял ее и… запел. Мне, честно говоря, игра Элизбара на арфе нравится куда больше, но и песни на стихи Геннадия Белого, особенно – «Скрипач», не нарушили общего медитативного настроения, «сгущенного» звоном струн арфы.

Сама арфа (или, может быть, арф, ведь Элизбар убежден в том, что арфа – почти что живое существо и имеет не только возраст и особый характер, но и пол) также претерпела изменения: в загадочном свете сиреневого прожектора над сценой она напоминала новогоднюю елку из-за горящих над струнами зеленых и красных огоньков. Я до сих пор думаю, что выбрала правильное место наблюдения за сценой: Элизбар склонился над арфой с правой стороны, и все, что могла видеть левая сторона зала – светящийся инструмент и две кисти рук, казавшиеся в желто-зеленоватом свете золотыми бабочками, которые каким-то волшебным образом порхали над струнами. Нечто похожее я видела в каком-то диснеевском мультфильме, и осознание того, что конкретно сейчас заколдованная арфа – часть объективной реальности, начинало выносить мозг. Иногда Элизбар прерывался, чтобы рассказать историю, связанную с той или другой мелодией. Например, композиция «Остров» тесно связана с Будапештом: там, омываемый двумя рукавами Дуная, лежит остров Маргет, на котором ранее жили монахини, ухаживающие за больными и раненными. «Там есть мост, Margit h?d, названный так в честь женщины, жившей на этом острове. Прямо напротив этого моста останавливается трамвай, и можно пройти по тропинке к мосту».

Но самое странное зрелище ждало нас впереди – когда арфист пригласил к сцене четырех добровольцев на сеанс арфотерапии. Элизбар рассказал, что дело библейского Давида, излечившего царя Саула игрой на арфе, и дело египетских арфистов, которых вызывали к больному в качестве лекарей, когда от него отказывались «обычные» доктора, живет. «Если вы наберете в любом поисковике «harp therapy» (или хотя бы заглянете сюда: http://www.harptherapy.com/ - прим. авт.), вы легко сможете убедиться, что виброакустическая терапия популярна и поныне. Более того – сегодня в мире есть около сотни университетов, которые выпускают дипломированных «арфотерапевтов». Самое важное здесь – подобрать верную мелодию», - сказал Элизбар, чем, собственно, и занялся, усадив первого из добровольцев на подушку перед арфой так, чтобы «больной» касался спиной и затылком боковой части арфы. Методом перебора выбрав наиболее приятно звучащие для испытуемого струны, Элизбар сыграл на них мелодию только для него, и, можно сказать, что и на нем, потому что «больной» на время стал как бы резонирующей частью арфы, а затем – спросил о его ощущениях. «Такое чувство, что я сам сыграл эту мелодию, но только – чужими руками» - ошарашено рассказал залу молодой человек. – «Это было потрясающе».

Уходить было жалко. Потому что после усиленной арфотерапии площадь перед Оперным, дома, перроны метро и остановки казались намного более волшебными, чем они есть на самом деле. И как-то очень не хотелось разубеждаться в том, что это – так и есть. Ведь убить чудо довольно просто. Пусть немного поживет…

Любавав Новикова