27.04.2008

Вибрации корней

Психоделическую музыку изобрели давно. Задолго до того, как появилась звукозапись, до того, как синтезировали LSD, до того, как родились Хендрикс, Лири и Томпсон. Точного времени не назовёт никто, никто не назовёт точного места. Но музыкальные традиции самых разных народов несут в себе созвучия, открывающие двери восприятия, соединяющие человека с космосом, с землёй, на которой он живёт, с самим собой. И за этой экзотикой ходить далеко не надо: 21 апреля в камерном зале филармонии состоялся концерт группы «АлтайКАЙ».

Впрочем, чтобы ощутить себя свидетелем шаманской мистерии, сидя в кресле двадцатькакого-то ряда, нужно было обладать незаурядным воображением. Поздравьте меня, я справился. За всех остальных зрителей поручиться не могу, но аплодисменты зала (полного, кстати говоря) были явным свидетельством того, что люди получили то, зачем пришли. Эту музыку можно слушать просто как красивую и своеобразную, без оглядки на её происхождение и какие-то не вполне очевидные свойства.

Человеческий голос - инструмент уникальный: вряд ли найдётся исполнитель, выбравший до дна его возможности и всё умеющий. Но «АлтайКАЙ» делают всё, чтобы приблизиться к этому идеалу. Исполняемая ими музыка - поразительное сочетание тембров и звуков: чистого голоса, горлового - каркары, имитации птичьего пения, звериного воя, удивительного свиста, извлекаемого откуда-то из горла (это называется «сыгыт»), звуки традиционных инструментов.

Ансамбль отыграл безупречно. Первый же исполненный номер продемонстрировал нам, что такое человек-оркестр на самом деле. Скорее, даже человек-семплер, человек-секвенсор и человек-синтезатор. Бешенная скачка на лошадях, диалог, исполненный одним певцом на два голоса, и всё это не вынимая комус изо рта. Позже Эмиль Теркишев сорвал овацию (а мне башню), исполнив акапелла «несколько минут потрясающего звука» - не знаю, как назвать это иначе.

Приятной неожиданностью стало применение на концерте стереоэффектов: в отдельные моменты отчётливо вспоминался «Dark Side Of The Moon». Особенно в одной из песен, начинавшейся волчьим воем и хохотом («Shaman' Blessing» с альбома «Made in USA» 2006 года). Вообще, лично у меня возникло неожиданно много ассоциаций, связанных именно с западной музыкой двадцатого века. И удивительного здесь ничего нет: в конце концов, «АлтайКАЙ» играют то, что принято называть «корневой музыкой».

Концерт, продолжавшийся чуть больше часа, закончился на более чем официальной ноте: представлением музыкантов, речью президента алтайского студенческого землячества и рекламой продающихся в фойе альбомов группы. Это несколько снизило градус происходящего, опустив слушателей поближе к земле. Но что с того, и под землёй есть музыка: паузы между песнями заполнял низкочастотный гул новосибирского метрополитена. Проносящиеся на глубине поезда подпевали артистам, добавляя происходящему транскультурного сюрреализма.


Фотографии: Наталья Вологодская